Обвинительный приговор – не поражение: Красногвардейская группа «Хизб ут-Тахрир»

14 февраля 2019 года в поселке Октябрьское Красногвардейского района Крыма были проведены обыски в домах крымских татар. Впоследствии были задержаны трое мужчин: Эмирусеинов Рустем, Абхаиров Арсен, Абдулганиев Эскендер.

На следующий день решением Киевского районного суда Симферополя задержанным была вынесена мера пресечения в виде пребывания под стражей в СИЗО. По утверждению следствия, организатором ячейки «Хизб ут-Тахрир» в Красногвардейском районе был Эмирусеинов, остальные являются членами организации и обвиняются по части 2 статьи 205.5 УК РФ.

9 января 2020 года Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону поручил ФСИН переместить по этапу фигурантов «красногвардейской группы» из СИЗО Симферополя в Ростов-на-Дону.

На протяжении 21 судебных заседаний в Ростове-на-Дону рассмотрения уголовного дела по существу, согласно мнению адвокатов и правозащитников, стороной гособвинения не были озвучены доказательства вины фигурантов данного дела.

В основу обвинительного приговора легли показания «секретного свидетеля» и выводы религиоведческой экспертизы, выполненной экспертами в области филологии и культурологии, но отнюдь, не специалистами в области религии (в частности, в Исламе).

Согласно материалам уголовного делопроизводства, трое мужчин, имеющие хорошую репутацию в народе, уважаемые, известные, характеризующиеся свидетелями защиты, как добропорядочные граждане, 3 раза в течение года собрались и изучали книгу, в которой речь ведётся о воспитании детей, о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, о жизненных ценностях и приоритетах. То есть, по мнению обвинения, «страшное преступление» состоит в изучении книг, и за это арестованным инкриминируют тяжкую статью, предсматривающую большие сроки лишения свободы – 49 лет суммарно на троих фигурантов.


19 октября 2020 года гособвинение запросило Эмирусеинову – 18 лет, Абхаирову – 17 лет, Абдулганиеву – 16 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

«Дела Хизб ут-Тахрир» — это инструмент преследования крымских татар как моноэтнической группы, которая выражает свою нелояльность к происходящим репрессиям. Этот нарратив властей показывает, что Россия использует свое антитеррористическое законодательство для преследования крымскотатарских общественных активистов, журналистов и правозащитников по сфабрикованным делам.

«Многое изменилось после 2014 года. Стало понятно, что если ты не согласен с политикой власти, то ты уже под прицелом ФСБ. А если ты еще и мусульманин, то ты уже носитель двойного риска. Поэтому, в 2015 году, как только начались аресты, я и многие неравнодушные наши соотечественники начали свою мирную борьбу, чтобы остановить этот беспредел. Я с отцом выходил на одиночные пикеты, мы ездили на суды, участвовали в заседаниях "Крымской солидарности", я принял участие во флешмобе "Мусульмане – не террористы". Конечно, я отдавал себе отчет о том, что и ко мне в дом однажды могут ворваться люди в масках. Потому как уже на протяжении пяти последних лет в Крыму любой крымский татарин мусульманин с активной жизненной позицией оказывается под угрозой уголовного преследования (выдержка из письма Рустема Эмирусеинова)».

«Хизб-ут-Тахрир» была признана решением Верховного Суда РФ террористической организацией на территории России в 2003 году, однако в мотивировочной части решения Верховного Суда не приведено никаких данных о террористической деятельности «Хизб-ут-Тахрир» в соответствии с определением терроризма, которое содержится в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом» от 03.07.1998, что является очевидным основанием для признания этого решения необоснованным. Тем не менее, за 5,5 лет сотрудники ФСБ провели около 100 обысков в домах крымских татар и арестовали около 80 человек по обвинению в причастности к «Хизб-ут-Тахрир» как к террористической организации (ст.205.5 Уголовного кодекса РФ). По состоянию на ноябрь 2020 года 28 крымских татар уже осуждены и находятся в колониях и следственных изоляторах по делам «Хизб-ут-Тахрир», дела остальных находятся в стадии предварительного или судебного следствия.

За убийства и совершенный, настоящий теракт - вменяют до 15 лет лишения свободы, в то время как за мысли и дискуссии - до пожизненного. Инакомыслие в Крыму стало мишенью. Людей лишают свободы за чтение религиозной литературы, за журналистику, за политическую и религиозную точку зрения, взгляды, за этническую принадлежность и соблюдение Ислама. Но все это нельзя назвать террором, преступлением, угрозой, окружающим и обществу в целом.

В отношении предстоящего приговора крымские татары иллюзий не питают. Но это не останавливает народ в его ненасильственной борьбе. В феврале 2019 года в день обысков в поселке Октябрьское соседи, местные жители, десятки людей прибыли к домам семей крымских татар. А на первом судебном заседании у здания суда собралось более 300 человек и они пробыли на холоде весь световой день. На протяжении практически двух лет судебных тяжб общественность из Крыма посещала судебные заседания в Крыму и в Ростове-на-Дону. В рамках народной инициативы «Народные гости» дома семей политзаключенных постоянно посещали активисты и неравнодушные люди.

Следует отметить стойкую позицию семей политзаключенных. В апреле 2019 года отец Рустема Эмирусеинова, 69-летний ветеран крымско-татарского движения Решат Эмирусеинов, вышел на одиночный пикет с плакатом «Мой сын – не террорист». 31 октября 2020 года матери фигурантов красногвардейского дела также вышли на одиночные пикеты с плакатами «Мой сын – не террорист». Накануне вынесения приговора родственники политузников инициировали флешмоб в социальных сетях под названием «Они не террористы».

Также в Крыму проходит масштабный онлайн-флешмоб в поддержку фигурантов «Полвека тюрьмы на троих» и молебны (дуа) в различных городах и селах. Таким образом крымскотатарский народ выражает несогласие с политически мотивированным уголовным преследованием и репрессиями крымских татар.

3 ноября 2020 года российский суд намерен вынести обвинительный приговор. Однако это не поражение. Это очередной рубеж, который следует преодолеть маленькому народу в его противостоянии с несправедливостью и ложью.

Фото: Крымская солидарность. Люди возле дома Рустема Эмирусеинова в день обысков 14 февраля 2019 года

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
График судебных заседаний