У политзаключенного Сейтумера Сейтумерова раскрошились зубы и испортилось зрение в тюрьме Владимира

Осужденный на 17 лет лишения свободы участник дела «третьей Бахчисарайской группы» Хизб ут-Тахрир*, историк Сейтумер Сейтумеров сообщил, что у него раскрошились зубы и село зрение в тюрьме №2 Владимира. Об этом «Крымской солидарности» рассказала жена политузника Пакизе Сейтумерова, посетившая мужа на длительном свидании.
Женщину, помимо проблем с зубами и зрением у супруга, также беспокоит бледность его кожи. По ее словам, на здоровье могли сказаться нехватка витаминов и отсутствие солнечного света. Ранее она также обращала внимание на эту проблему.
«Муж не любит жаловаться. Он, даже если будет совсем-совсем плохо, говорит, что все нормально», — рассказала Пакизе Сейтумерова.
Она добавила, что часто не может связаться с мужем по телефону даже в положенное для звонков время.
«Со звонками сложнее. На постоянной основе звонков нет. Иногда даже раз в три месяца, как им положено, тоже не бывает», — добавила жена крымского татарина.
В свободное время Сейтумер и его брат Осман, который также отбывает срок в тюрьме Владимира, занимаются саморазвитием. Они читают исторические книги из тюремной библиотеки и изучают арабский язык.
«Когда их слушаешь, реально вот ощущение, что на лекции сидишь у какого-то профессора», — поделилась Пакизе Сейтумерова.
Сейтумер Сейтумеров — историк. До ареста он возил туристов по достопримечательностям Бахчисарая, проводил экскурсии. С момента прихода России в Крым он, как и его младший брат Осман, помогал соотечественникам и единоверцам по политически мотивированным делам: посещал суды в Крыму и Ростове-на-Дону, организовывал праздники для детей политзаключенных и мероприятия для их семей.
11 марта 2020 года прошли обыски сразу в нескольких домах крымских татар из Бахчисарая — в жилье Амета Сулейманова, братьев Сейтумера и Османа Сейтумеровых, их дяди Рустема Сейтмеметова. Также обыск провели в доме экс-активиста «Крымской солидарности» Сейтумера Сейтумерова, который за несколько лет до этого вынужденно покинул Крым. Пожилого Энвера Мустафаева силовики отпустили, опросив его в качестве свидетеля.
В октябре 2021 года Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил Сейтумера и Османа Сейтумеровых, Рустема Сейтмеметова и Амета Сулейманова к 17, 14, 13 и 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима соответственно с отбыванием первых лет в тюрьме. Их обвинили в причастности к деятельности политической партии Хизб ут-Тахрир*, которая запрещена в России с 2003 года.
9 февраля 2023 года апелляционный суд во Власихе утвердил решение суда первой инстанции. Сулейманова, несмотря на инвалидность и заболевание сердца, суд также отправил отбывать срок.
В апреле 2023 года Сейтумера Сейтумерова этапировали в исправительное учреждение. В тюрьме Владимира он и его брат Осман оказались в мае того же года.
Уже тогда Сейтумер Сейтумеров жаловался на проблемы с зубами, а также на кашель — из-за постоянной сырости в камерах, где он находился.
Пакизе Сейтумерова смогла увидеть супруга в тюрьме только в конце 2024 года. Она рассказывала, что с прошлого свидания мужчина похудел на пять килограмм, а кожа у него «очень белая из-за нехватки витаминов и того, что на улицу он почти не выходит».
В июле 2025 года стало известно, что в тюрьме Владимира нет цензора, из-за чего несколько месяцев и Сейтумеров, и его семья не получали друг от друга письма. Жена политузника предложила начальнику производственной части тюрьмы установить таксофон в коридорах или цеху, где трудятся заключенные, чтобы раз в неделю они могли звонить домой.
«На это начальник мне ответил, что это тюрьма, строгий режим, и на каждого осужденного нужен человек, который будет выводить на звонок и ждать. Также нужен человек, чтоб прослушивать разговоры. А таких людей в данном учреждении очень мало. Поэтому на звонки выводят редко», — рассказывала Пакизе Сейтумерова.
Тогда женщина также отмечала, что у ее мужа и у его брата Османа ухудшилось зрение. Сейтумеровой предложили оставить жалобы на здоровье родных ответственной за медчасть исправительного учреждения. Но встретиться с сотрудницей ФСИН женщина не могла: прием был возможен только через несколько дней после запланированного отъезда.
На территории Украины и большинства стран мира Хизб ут-Тахрир* действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
Сторона защиты отмечает, что в материалах дела нет ни одного доказательства, что обвиняемые имели при себе оружие, взрывчатку, боеприпасы, что они планировали совершить теракт и призывали к этому других. Материалы дела содержат аудиозаписи с обсуждениями политики и религии в мечети города Бахчисарая.
*Организация запрещена в РФ.
Сейтумер Сейтумеров. Фото: Крымская солидарность.
