ФСИН отказалась выслать данные о здоровье Сервета Газиева и сообщила, что инвалидности у него нет

В ответ на запрос юристки Лили Гемеджи управление ФСИН по Камчатскому краю заявило, что не может выслать ей медицинские данные о здоровье тяжелобольного политзаключенного Сервета Газиева, и сообщило, что инвалидности II группы он не имеет. Об этом «Крымской солидарности» рассказала защитница крымского татарина.
В своем заявлении Гемеджи указывала, что Сервет Газиев страдает от серьезных проблем со здоровьем. Так, в феврале 2020 года ему по результатам обследований присвоили II группу инвалидности. Как сообщала его сестра Светлана Аблямитова, еще до заключения мужчина страдал от наследственного ревматизма, хронических проблем с кишечником, желудком, бронхами, а также от сердечных заболеваний. С арестом все эти проблемы обострились.
Летом 2021 года после инсульта у Сервета Газиева парализовало правую часть тела, из-за чего он до сих пор не может свободно владеть рукой.
«Также у него не слушаются пальцы, нарушена координация, ногу при ходьбе тянет. Права часть лица неподвижна, и ткани тянут вниз, что является визуальными свидетельствами перенесенного инсульта», — отмечала Лиля Гемеджи.
Она также подчеркивала, что у крымского татарина диагностированы ишемическая болезнь сердца и почечная недостаточность. А постоянные головные боли, которые он испытывает, «могут свидетельствовать о гипертонии».
В ответ на это замначальника УФСИН по Камчатке Олег Маленков заявил, что с момента заключения крымский татарин проходит ежегодную диспансеризацию, состоит на учете у врача-терапевта, что его также осматривали хирург, невролог, стоматолог, дерматолог, офтальмолог и кардиолог. Все они, по словам Маленкова, устанавливали диагноз, давали рекомендации и выносили заключения. По прибытии в ИК-5 после жалоб на головную боль и шум в голове Газиева якобы осматривал врач-терапевт и назначал амбулаторное лечение.
Кроме того, по словам представителя ФСИН, сведения о наличии у Сервета Газиева инвалидности в амбулаторной карте и личном деле отсутствуют и ни освидетельствование, ни переосвидетельствование на группу инвалидности он не проходил.
«За время отбывания наказания осужденный с заявлением на освидетельствование для проведения медико-социальной экспертизы в медсанчасть №41 не обращался. При проведении ежегодных диспансеризаций признаков инвалидизации не выявлено», — ответил заместитель начальника камчатского УФСИН.
Отвечая на просьбу о лечении или медобследовании на предмет заболеваний, несовместимых с заключением, Маленков отметил, что крымский татарин с подобными заявлениями к ним не обращался.
«Врачами-специалистами заключения о наличии у Газиева заболевания, препятствующего отбыванию наказания, не выносились», — добавил Олег Маленков.
Он также отказался направить Лили Гемеджи документы, связанные с трудоустройством Газиева и его пенсией, так как юристка не прикрепила оригиналы документов на представление «интересов третьих лиц». На просьбу выслать медицинские данные Маленков сослался на пункт, не относящийся к теме вопроса, — о получении осужденным лечебно-профилактических платных услуг.
По словам самой юристки, вместе с запросом она отправила доверенность от Сервета Газиева, а содержание ответа ФСИН «противоречит тому, что говорит Газиев». Гемеджи пока не приняла решения о дальнейших действиях.
Напомним, осенью 2025 года стало известно, что Сервету Газиеву приостановили оформление пенсии, так как «он якобы ни дня не проработал в Российской Федерации». Об этом «Крымской солидарности» рассказывала сестра политузника Светлана Аблямитова. При этом, по ее словам, у мужчины есть трудовая книжка, согласно которой он около года работал в тюрьме во Владимире на производстве электрических розеток.
Тогда юристка Лиля Гемеджи потребовала у ИК-5 Петропавловска-Камчатского, где сейчас находится Газиев, чтобы ей предоставили всю информацию о его инвалидности и трудоустройстве. Также она попросила оказать пожилому мусульманину всю необходимую медицинскую помощь и провести обследование на наличие заболеваний, с которыми, по закону, нельзя находиться в заключении.
Сервет Газиев проходил по делу «второй симферопольской» группы Хизб ут-Тахрир*. Большую часть фигурантов задержали при массовых обысках в Крыму в марте 2019 года. Всего в деле 25 человек.
Всех задержанных обвинили в причастности к исламской политической партии Хизб ут-Тахрир*, признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.
В январе 2023 года Южный окружной военный суд приговорил пятерых крымских татар — Сервета Газиева, Алима Каримова, Сейрана Муртазу, Эрфана Османова и Джемиля Гафарова — к 13 годам лишения свободы. Кроме того, Газиеву и Каримову назначили ограничение в передвижении на год и шесть месяцев, остальным — на год. Джемиль Гафаров умер в заключении 10 февраля того же года.
На стадии апелляции в сентябре 2023 года суд не изменил приговор крымским татарам, в том числе умершему Гафарову. Сервету Газиеву, которому суд первой инстанции не предоставил переводчика, на апелляции также его не предоставили и не разрешили выступить с последним словом.
На стадии кассации суд также не изменил приговор фигурантам дела, кроме Гафарова — против него дело прекратили в связи со смертью по нереабилитирующим основаниям.
С самого момента ареста в марте 2019 года Сервет Газиев рассказывает о проблемах со здоровьем, которое продолжает ухудшаться. В 2021 году у него в заключении случился инсульт, из-за которого у крымского татарина до сих пор отвисает губа, болит правая рука и перекошен глаз. Тогда мужчине сделали МРТ головы и шейного позвонка, УЗИ брюшной полости и другие исследования. Но эти результаты ни Светлана Аблямитова, ни защитники Газиева на руки так и не получили.
В том же 2021 году мусульманину вывихнули ключицу — надзиратели в туберкулезной больнице №19 в Ростове избили его из-за отказа участвовать в голосовании на выборах. Вывих так и не вправили, Газиев жалуется на продолжительную боль в ключице.
Сейчас 65-летний политузник находится в ИК-5 Петропавловска-Камчатского. Он отмечает продолжительные проблемы со здоровьем. В частности, мужчину беспокоят гнойное воспаление уха, кашель, проблемы с кишечником и боли в тазобедренном суставе и ногах. Светлана Аблямитова рассказывала, что на проверке у ее брата забрали назначенные врачом лекарства и ему срочно требуется осмотр врача-ЛОРа.
«Его никто не лечит, за ним никто не смотрит. Ему просто не подходит климат. Там холодно, морозы. Конечно, он кашляет, ухо болит — это все связано. Там же с ним сидят мужчины из Узбекистана. Они ему говорят: "Грецкий орех выдави, масло от него подогрей и залей в ухо. Попробуй, может, поможет". Ну как ему лечиться уже — я не знаю», — говорила Светлана Аблямитова.
*Организация запрещена в РФ.
Сервет Газиев в зале суда в Ростове-на-Дону. Фото: Крымская солидарность
