Дата публикации: 23/01/2026

Суд отказал Яшару Шихаметову в освобождении. Его болезнь есть в списке препятствующих заключению

Яйский районный суд Кемеровской области вынес решение об отказе тяжелобольному 55-летнему активисту Яшару Шихаметову в освобождении из заключения. Такое решение он озвучил 28 октября 2025 года, сообщил собственный источник «Крымской солидарности». 

Шихаметов обратился в суд из-за наличия ряда хронических заболеваний. Пожилой мужчина пожаловался на сильные боли в сердце, камни в почках, высокое давление. При этом подчеркнул, что в колонии ему помогают.

Представитель ИК-37 в поселке Яя Кемеровской области К.Е. Борсуков «рассмотрение вопроса [об освобождении] оставил на усмотрение суда», говорится в постановлении. Прокурор выступал против того, чтобы Шихаметова отпустили.

В постановлении также говорится, что крымский татарин «характеризуется отрицательно».

«За период отбывания наказания в местах лишения свободы поощрений не имеет. Имеет 50 взысканий, которые не сняты и не погашены в установленный законом срок. Требует дополнительного контроля со стороны сотрудников администрации. Состоит на профучетах: с 3 июля 2025 года как изучающий, пропагандирующий, исповедующий либо распространяющий экстремистскую идеологию, [с той же даты] — как склонный к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности. Вину в совершенном преступлении не признает», — отмечается в документе.

В конце сентября 2025 года врачебная комиссия провела медосвидетельствование Шихаметова и заключила: «У осужденного имеется заболевание, входящее в перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ №54, являющееся основанием для представления к освобождению от отбывания наказания».

При этом также врачи подчеркнули, что осужденный «не нуждается в постоянном уходе, лечении в спецучреждении, по состоянию здоровья может содержаться в исправительном учреждении на общих основаниях».

Суд пришел к выводу, что сомнений в обоснованности заключения нет и оно сделано врачами, «наделенными правом и соответствующим образованием для дачи подобных заключений».

Судья Елена Петракова, основываясь на характеристике и заключении медиков, отказала Шихаметову в освобождении в связи с болезнью.

13 ноября 2025 года мужчина подал апелляционную жалобу на решение суда, где заявил, что не согласен с ним.

«Постановление противоречит указанным нормам закона (Конституции РФ, Конвенции по защите прав человека, Пакту о гражданских правах от 1966 года СССР, УК и УПК РФ). Представитель ИК-37 Борсуков, имеющий опыт работы с осужденными, не был против удовлетворения моего ходатайства и оставил рассмотрение вопроса на усмотрение суда. При изучении характеристики из мест лишения свободы суд установил, что я состою на обычных условиях содержания и на профучетах, что само по себе не является препятствием для удовлетворения ходатайства. Судом также установлено, что я имею 50 взысканий, однако судом не изучена правомерность и законность их наложения. Лично я об этих взысканиях ничего не знаю, меня с ними не ознакамливали, и, соответственно, я не имел возможности их обжаловать», — подчеркнул крымский татарин.

Яшар Шихаметов отметил, что, согласно Конституции, права человека в России являются высшей ценностью. И, по закону, жестокое обращение с осужденными запрещено.

«Таким образом, для меня отбывание наказания является пыткой, так как, согласно заключению медкомиссии, моя болезнь является основанием для представления к освобождению», — заявил Шихаметов.

Он также отметил неправомерность решения суда, основанного на заключении медкомиссии, в котором говорилось, что мужчина не нуждается в постоянном уходе.

«Произошло то, что Яйский районный суд своим постановлением вышел за пределы своей компетенции и издал новый закон, по которому моя болезнь, являющаяся основанием для освобождения по ст. 81 УК РФ, теперь не является таким основанием. Так как медкомиссия [только] выразила свое мнение. <…> Моя болезнь препятствует отбыванию наказания. Все остальное — всякие дописки врачей, что я могу содержаться в исправительном учреждении, — является слухами, домыслами и предположениями, которые суд не имеет права учитывать», — добавил политзаключенный.

Уголовное дело против Яшара Шихаметова и еще пяти крымских татар возбудили в феврале 2021 года после массовых обысков в нескольких районах Крыма.

Политзаключенному предъявили обвинение об участии в деятельности Хизб ут-Тахрир*, запрещенной в России, но легальной в Украине и других странах мира.

По версии силовиков, Шихаметов, работая в кафе, вел «идеологическую работу» и «антиконституционную деятельность» участвуя в собраниях и привлекая новых сторонников в деятельность политической партии.

Главными доказательствами по делу стали показания скрытых свидетелей. В суде свидетели почти дословно озвучивали то, что говорили на предварительном следствии.

«Ответы на вопросы стороны обвинения [во время допроса] были стандартными, а вот на вопросы стороны защиты свидетели отвечали: "Не помню". Нам очевидно, что секретные свидетели не были знакомы с Шихаметовым, по ряду объективных причин. Они утверждают, что два года ходили к нему в кафе, но название, которое было метровыми буквами написано на входе, они не помнят», — рассказывал адвокат политузника Алексей Ладин.

В сентябре 2022 года Южный окружной военный суд приговорил Яшара Шихаметова к 11 годам заключения с отбыванием первых четырех лет в тюрьме, а остального срока — в колонии строгого режима. Приговор утвердили в апелляции и кассации.

Крымскому татарину несколько раз становилось плохо во время заседаний по его делу: из-за высокого давления и проблем со спиной. В декабре 2023 года его даже унесли из зала на носилках. А на заседание кассационного суда осенью 2024 года политзаключенного привезли на каталке, так как он с трудом передвигался.

«Он сказал, что у него огромные проблемы с позвоночником, с печенью, с почками — и куча других болячек. За это время [содержания под стражей] он просто превратился в инвалида», — рассказывал адвокат Эмиль Курбединов.

В апреле 2025 года из-за болей в сердце и почках Яшара Шихаметова отправили в тюремную больницу в Саратовской области. А в конце июня этапировали оттуда в ИК-37 Кемеровской области.

В сентябре того же года мужчина сообщил, что перед этапом не успел долечиться в больнице, так как его сразу увели в колонию.

«Здоровье никакое», — комментировала состояние мужа Лилия Шихаметова.

У крымского татарина разрушены суставы на ногах, из-за чего он не может ходить. Еду из столовой ему приносят в отряд. На встречу с посетившим его адвокатом Шихаметова привезли на инвалидной коляске.

«При ходьбе и когда сижу испытываю сильную боль. Поэтому я почти не хожу. Если хожу, то с костылями. Расстояние в 50 метров я преодолеваю за два с половиной часа. После ходьбы все очень болит, приходится пить обезболивающие. От лекарств, из-за язвы желудка, болит желудок», — так описывал свое состояние сам крымский татарин.

В колонии мужчине разрешили дополнительный двухчасовой дневной отдых, сон на жесткой кровати и индивидуальную обувь — тапочки, поскольку другую он носить не может. Его также освободили от работы. При распределении в отряд начальник колонии дал распоряжение решить вопрос с госпитализацией и присвоением политузнику группы инвалидности.

По назначению врачей мужчина принимает обезболивающие препараты, лекарства от давления, валерьянку, которые ему передают родные. На медицинском обследовании до этапа из тюрьмы у политузника выявили увеличение печени и камни в почках.

«У меня стерты межпозвоночные диски, разрушены суставы второй или третьей степени: тазобедренная, коленная и на ступнях, повышенное давление, болит сердце, подозрение на сахарный диабет, головные боли, болят уши и плохо слышит правое ухо, ухудшение зрения, имеется одышка», — рассказывал Яшар Шихаметов.

Он просил администрацию ИК-37 положить его в больницу для лечения и утверждения группы инвалидности, а также в дальнейшем выдать инвалидную коляску, чтобы «был более мобильным и не испытывал боли при ходьбе».

 

*Организация запрещена в РФ.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний