Киевский райсуд Симферополя продлил арест крымским татаркам по делу «женской Бахчисарайской группы»

Киевский районный суд Симферополя удовлетворил ходатайство следователя ФСБ и продлил меру пресечения четырем крымских татаркам из Бахчисарая и Севастопольского района. 39-летняя мать пятерых детей Эсма Ниметулаева, 19-летняя воспитательница Насиба Саидова, 20-летняя студентка Эльвиза Алиева и 21-летняя предпринимательница Февзие Османова будут находиться в СИЗО до 14 марта 2026 года, сообщил «Крымской солидарности» адвокат Эмиль Курбединов.
Он отметил, что сторона защиты возражала против продления меры и настаивала на переводе девушек на домашний арест.
«Мы говорили, что само подозрение этих девушек в какой-либо террористической деятельности абсолютно необоснованно, <…> а это ходатайство [следователя] является абсолютно несостоятельным. <…> Было приобщено огромное количество характеристик, исключительно положительных, в отношении этих девушек. <…> Но ожидаемо суд не принял во внимание ни один из наших доводов», — прокомментировал адвокат.
На суде подсудимые также заявляли, что не признают вину по делу и просили изменить им меру пресечения на более мягкую.
«Сами наши подзащитные морально в хорошем, насколько это возможно, настроении, состоянии», — отметил Эмиль Курбединов.
Заседание по продлению меры проходило в закрытом режиме, но на оглашение решения суд допустил родственников. Как рассказали мамы политузниц, до этого времени они находились у ворот на территорию суда, около автобуса, в котором привезли подсудимых девушек.
«Нам сказали: "Уйдите отсюда! Идите вон там в беседку, за беседку, куда угодно. Здесь стоять не положено!". [Мы сказали, что] "мы тихо стоим, [здесь] только мамы". Но ни в какую. Нам пришлось уйти. Потом в конце уже нам сказали: "Мамы, давайте быстро собирайтесь. По одной маме можно будет пройти". Мы пошли туда — все мамы и дочка Эсмы [Ниметулаевой]. Маме Насибы [Саидовой] отказали, сказали: "Нет! Вы там вступили в разговор". <…> Их что-то не устроило там, обиделись», — рассказала мать Эльвизы Алиевой Эльвира.
Мать Февзие Османовой Эльянора также поделилась, что после того, как зашла в зал суда, мамы политузниц «еле сдержались, чтобы не расплакаться».
«Мы сказали, что джемаат [народ] с нами, что все здесь, что весь наш джемаат их поддерживает! Они очень обрадовались. На их лицах были только улыбки», — отметила женщина.
15 октября после обысков в Севастопольском и Бахчисарайском районах Крыма задержали четырех крымских татарок: 39-летнюю Эсму Ниметулаеву, 20-летнюю Эльвизу Алиеву, 19-летнюю Насибу Саидову и 21-летнюю Февзие Османову.
Спустя день Киевский районный суд Симферополя отправил женщин в СИЗО на два месяца по обвинению в причастности к деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир*. Ниметулаевой вменили статью об организации деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ). Остальным — часть 2 этой статьи (об участии в деятельности). Это первое дело, связанное с причастностью к Хизб ут-Тахрир*, которое возбудили в Крыму против женщин.
Подробности уголовного дела пока неизвестны. Как отмечал адвокат Ниметулаевой Эмиль Курбединов, на заседании по избранию меры пресечения следователь ФСБ озвучил «дежурные обоснования, что подзащитные якобы могут скрыться и уничтожить доказательства».
«Однако никаких фактических доказательств этим предположениям, конечно, не было представлено. В судебном заседании я сказал, что суд должен в любом случае проверять обоснованность данных обвинений. <…> Потому что в соответствии с действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 2007 года "О противодействии терроризму", Хизб ут-Тахрир* не признавалась террористической организацией на территории России. И это единственный закон, который установил порядок признания организаций террористическими. <…> Я считаю, что в ходатайстве указание на то, что Хизб ут-Тахрир* в соответствии с законодательством признана террористической… Это утверждение юридически ничтожно», — рассказывал адвокат.
Адвокат Эдем Семедляев, который защищает Эльвизу Алиеву, отмечал в суде, что ее ни разу не привлекали к административной ответственности. Следователь ФСБ заявлял, что скрытый свидетель по делу якобы указал на Алиеву как участницу «террористического» сообщества.
Семедляев, как и другие защитники, настаивал на менее строгой мере пресечения, в частности, на домашнем аресте. Однако суд решил отправить всех четырех крымских татарок в СИЗО.
В конце октября-начале ноября делегация из 16 крымских татар, включая родителей арестованных, поехала в Москву и подала обращения в приемную уполномоченной по правам человека в РФ Татьяны Москальковой, Генпрокуратуру и администрацию президента. Обращения сопровождали прикрепленные листы с шестью с половиной тысячами подписей жителей Крыма. Все подписавшиеся настояли на принятии мер, направленных на прекращение преследования крымских татарок, а также на немедленном их освобождении.
По дороге в Москву микроавтобусы делегации неоднократно останавливали, людей задерживали под разными формальными предлогами. Как считает адвокат Эмиль Курбединов, так силовики «намеренно препятствовали встрече крымскотатарской делегации» с омбудсменом РФ.
Эсма Ниметулаева — кондитер, мать несовершеннолетних пятерых дочерей, проживает в Бахчисарае. В августе 2023 года силовики задержали ее мужа, Ремзи Ниметулаева, которого обвинили в организации деятельности Хизб ут-Тахрир* (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ). Сейчас он находится в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, дело против него и еще пятерых крымскотатарских активистов сейчас рассматривается в Южном окружном военном суде.
Во время обысков матери Ниметулаевой, 73-летней Алие Бекировой, сказали, чтобы она оформляла опеку над внуками. Хотя на тот момент саму Ниметулаеву лишь собирались отвезти в управление ФСБ для допроса, статуса обвиняемой у нее еще не было.
Эльвиза Алиева родом из села Долинное Бахчисарайского района. Работала кассиром в пекарне в Симферополе, учится в Крымском федеральном университете на четвертом курсе по специальности «Менеджмент».
Насиба Саидова — дочь известного в Крыму имама Садыка Уринбаева, заканчивает последний курс колледжа по педагогической специальности и работает с ясельной группой в детсаде в селе Холмовка (Бахчисарайский район).
По словам ее свекра Сеита Саидова, во время обысков силовики нашли две запрещенные книги в нижнем белье. Он считает, что литературу подкинули — самим хозяевам во время обысков запрещали покидать кухню, они не могли наблюдать за действиями силовиков.
Февзие Османова проживает в селе Орловка Севастопольского района и работает в семейном строительном магазине.
*Организация запрещена в РФ.
