Дата публикации: 22/11/2025

Участники дела «первой Джанкойской группы» выступят в Южном окружном военном суде с последним словом

Шестеро крымскотатарских активистов, обвиняемых по делу «первой Джанкойской группы» Хизб ут-Тахрир*, выступят в Южном окружном военном суде с последним словом. Дата заседания назначена на 25 ноября.

Ранее прокурор запросил активисту Энверу Крошу 17 лет в колонии строгого режима, Эдему Бекирову и Ринату Алиеву — по 15 лет, журналисту Вилену Темерьянову — 13 лет, а Сеитяге Аббозову — 11 лет. Всем — с отбыванием первых четырех лет в тюрьме.

Как подчеркивал в прениях адвокат Эмиль Курбединов, у силовиков «не было законного основания для ареста» крымских татар и никакого отношения к терроризму мужчины не имеют. Так, Хизб ут-Тахрир* признана в России террористической решением от 2003 года. Однако основной действующий закон «О противодействии терроризму», в котором указано понятие терроризма, где поясняется, что является террористической организацией, как она признается террористической, был принят спустя три года — в 2006 году.

«Ни действия наших подзащитных, ни их образ жизни не подпадают под действие этого закона. Это было основным доводом», — говорил Курбединов. Он и другие защитники просили оправдать их подзащитных.

Кроме того, Курбединов отметил, что в ходе следствия и судебного процесса «было выявлено огромное количество нарушений»: фальсификация доказательств, представление доказательств, не имеющих отношения к делу, нарушения при допросе секретных свидетелей. Также адвокат подчеркнул, что во время обысков фигурантам дела подбросили запрещенную литературу, которая не принадлежит ни им, ни их семьям.

Дело «первой джанкойской группы» Хизб ут-Тахрир* в составе Энвера Кроша, гражданского журналиста Вилена Темерьянова, Рината Алиева, Мурата Мустафаева, Сеитяги Аббозова и Эдема Бекирова началось в августе 2022 года. Крымских татар арестовали в Джанкое. Им вменили участие в исламской политической партии Хизб ут-Тахрир*.

Энверу Крошу вменяют статью об организации деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ). Остальным — часть об участии в деятельности той же статьи (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). Всем фигурантам дела также вменили насильственный захват власти (ст. 278 УК РФ). Сеитягу Аббозова по состоянию здоровья после задержания отправили под домашний арест. Остальные содержатся в СИЗО.

Основным доказательством в этом уголовном деле является аудиозапись разговора за 2015 год. Адвокат Эмиль Курбединов уверен, что ее извлекли из архивов ФСБ спустя восемь лет.

«Все эти годы эти люди уголовно не преследовались и никакой опасности для общества не несли», — говорит защитник.

Во время судебного следствия ни адвокатам, ни подзащитным не была представлена возможность знакомиться с материалами, которые суд отправлял на экспертизу. Также за этот период не было установлено каких-либо планов со стороны подсудимых крымскотатарских активистов о совершении террористического акта или других насильственных действий.

Кроме того, независимые эксперты подтвердили, что на книгах, являющихся вещдоками по делу, есть «порядка десяти отпечатков пальцев людей, но ни одного отпечатка» участников дела. Сами подсудимые заявили, что считают доказательства сфальсифицированными следствием. Они ходатайствовали, чтобы суд направил заявления для проверки вещдоков в Военный следственный комитет. Однако Судья Тимур Машуков в этих ходатайствах отказал и независимую экспертизу к делу не приобщил.

Политическая исламская партия Хизб ут-Тахрир* была признана террористической организацией в России решением Верховного суда от 14 февраля 2003 года — за четыре года до принятия закона «О противодействии терроризму». Заседание проходило в закрытом режиме без участия представителей организации, что, по мнению правозащитников, нарушило принципы гласности и состязательности.

Во многих странах, включая Украину, деятельность партии не запрещена. Там ее сторонники проводят митинги, выпускают печатную продукцию и выступают публично. В Крыму, после аннексии полуострова в 2014 году, по «делам Хизб ут-Тахрир*» возбуждаются уголовные дела.

Правозащитники утверждают, что уголовное преследование крымских татар связано не с терроризмом, а с их мирной политической и религиозной активностью, критикой властей и протестами против репрессий.

 *Организация запрещена в РФ.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний