Политузника Айдера Салединова поместили в СУС на год после его пребывания в ШИЗО

Политзаключенного Айдера Салединова, участника «первого симферопольского дела» Хизб ут-Тахрир* поместили в барак строгих условий содержания (СУС) на год — до этого он более полутора месяцев провел в ШИЗО. Об этом «Крымской солидарности» сообщила жена крымского татарина Гузаль Сулейман-Заде, которая смогла навестить мужа на свидании в ИК-2 Салавата (Республика Башкортостан).
По ее словам, с начала сентября Салединов провел в ШИЗО ровно месяц и 20 дней. О том, что мужчину отправили в изолятор, стало известно только в конце сентября.
Гузаль Сулейман-Заде отметила, что после отбытия 15 суток на ее мужа составили еще несколько взысканий, в том числе из-за чтения намаза. И после освобождения 20 октября перевели из ШИЗО в СУС. Надзиратели сообщили, что Салединов сможет вернуться в общий барак только при условии, что за один год в СУСе «у него не будет никаких взысканий и нарушений».
«Причина такого обращения [с ним] неизвестна. И когда адвокат спросил об этом сотрудника, ему ответили: "Вы же понимаете, здесь легко найти причину. Например, не поздоровался [с сотрудниками ФСИН], не со всеми поздоровался, постель убрана ненадлежащим образом и тому подобнее"», — рассказала Гузаль Сулейман-Заде.
Она отметила, что за время нахождения в ШИЗО у ее мужа обострились хронические заболевания — тонзиллит, проблемы с почками и суставами. Женщина передала супругу все необходимые лекарства.
«Знаю, что единственным лечением там является таблетка парацетамола и разрешение не работать, но только при острых ситуациях, когда температура. Сейчас мой муж работает за швейной машинкой. Из медикаментов [заключенные] могут рассчитывать только на то, что передают родственники», — отметила жена политузника.
Кроме того, она рассказала, что передача ее мужу в СУС положена только раз в полгода и только весом в 20 килограммов.
«Это, конечно, очень мало. В ларек при колонии их водят раз в месяц, там они могут отовариться за счет средств, которые мы отправляем, и не более чем на девять тысяч рублей. Цены там выше, чем в наших магазинах, и продуктовая корзина получается скудная. В целом, он старается не жаловаться, чтобы не расстраивать нас», — добавила Гузаль Сулейман-Заде.
Также, по ее словам, в колонии есть проблема с отоплением. Из-за позднего включения отопления осенью и раннего отключения весной, а также в целом холодного климата в Башкортостане заключенные мерзнут.
В октябре 2016 года сотрудники ФСБ провели обыски одновременно в нескольких домах крымских татар в микрорайонах Каменка и Строгановка Симферопольского района Крыма. Силовики задержали нескольких человек, включая Айдера Салединова.
В июне 2019 года военный суд Ростова-на-Дону приговорил его к 12 годам колонии строгого режима по делу об участии в Хизб ут-Тахрир*, признанной в России «террористической». Позже Верховный суд РФ в апелляции сократил срок наказания на шесть месяцев.
Сразу после прибытия в ИК-2 Салединова отправили в ШИЗО при том, что в это режимное помещение водворяют только из-за нарушения внутреннего порядка учреждения. Через год его снова поместили в изолятор из-за ночной молитвы во время Курбан-байрама.
На свободе у Айдера Салединова остались четверо детей и пожилые родители.
Исламская политическая партия Хизб ут-Тахрир* была признана Верховным судом РФ «террористической организацией» в 2003 году.
Правозащитники полагают, что это решение вынесли необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно — ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные дела Хизб ут-Тахрир* начали возбуждаться в Крыму, когда полуостров фактически перешел под контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена: активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей и массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
*Организация запрещена в РФ.
