Суд отклонил жалобу адвокатов и оставил в СИЗО фигурантов дела «шестой Бахчисарайской» группы

Апелляционный военный суд во Власихе отклонил жалобы адвокатов на продление меры пресечения крымским татарам из «шестой Бахчисарайской группы» Хизб ут-Тахрир*, оставив их в СИЗО до 7 января 2026 года. Об этом «Крымской солидарности» сообщил защитник Эмиль Курбединов.
Адвокат считает, что мера пресечения в виде содержания в следственном изоляторе не является обоснованной по данной категории уголовных дел.
«Суд ожидаемо и прогнозируемо не принял ни один из доводов ни защиты, ни наших подзащитных», — отметил адвокат Курбединов.
Утром 5 марта 2024 года силовики провели обыск у десяти крымских татар в Бахчисарайском и Джанкойском районах Крыма. В тот же день суд избрал меру пресечения для четырех из них — активистов «Крымской солидарности» Мемета Люманова и Мустафы Абдураманова и для гражданских журналистов Азиза Азизова и Рустема Османова. Их отправили в СИЗО.
Позже суд заключил под стражу задержанных жителей Джанкоя и Джанкойского района: Энвера Халиллаева, Наримана Аметова, Али Мамутова, имама мечети села Лобаново Вахида Мустафаева и Арсена Кашка. Бывшему имаму Ремзи Куртнезирову из-за многочисленных заболеваний назначили домашний арест.
Всем десяти арестованным инкриминируется участие в запрещенной на территории РФ исламской партии Хизб ут-Тахрир*. Многие из задержанных являются отцами многодетных семей.
Дело крымских татар Азиза Азизова, Рустема Османова, Мемета Люманова и Мустафы Абдураманова поступило в Южный окружной военный суд в ноябре 2024 года. Однако в сентябре этого года его вернули на новое рассмотрение. Как пояснял адвокат Эмиль Курбединов, это было сделано под предлогом смены состава судебной коллегии.
После начала повторного рассмотрения дела прокурор заявил ходатайство о продлении фигурантам меры пресечения до 7 января 2026 года. Суд это ходатайство удовлетворил. Адвокаты попытались оспорить решение о продлении меры в апелляционном суде Власихи, но безуспешно.
Также, как рассказывал Эмиль Курбединов, сторона защиты обнаружила нарушение в обвинительном заключении, составленном прокурором. Адвокаты подали ходатайство о возврате дела назад гособвинителю.
«[В обвинительном заключении] не соблюдена форма, которая требуется именно по бланкетным статьям. Статья 205.5 УК РФ — это бланкетная статья (которая не описывает, что именно нельзя делать по закону, а лишь указывает, в каком документе можно найти полное описание преступления и его последствий. — прим. КС). Эта статья отсылает к федеральному закону "О противодействии терроризму"», — сказал Эмиль Курбединов.
По мнению защиты, в заключении «обвинение обязано было указать, какие конкретно статьи и нормы именно этого закона были нарушены» подсудимыми.
На заседании адвокаты также подчеркивали: в соответствии с законом «О противодействии терроризму», Хизб-ут Тахрир* не признавалась террористической организацией. Аналогичный тезис защиты озвучивала и в других подобных делах крымских татар.
Так, федеральный закон «О противодействии терроризму» существует с 2006 года. Тогда как Хизб ут-Тахрир* была признана террористической решением Верховного суда РФ в 2003 году.
«В 2003 году была определенная логика у государства признания организации террористической, а с 2006 года уже был принят новый закон, который четко определил, что такое терроризм, который четко определяет процедуру признания организации террористической. В отношении Хизб ут-Тахрир* это [признания по новому закону] не было сделано», — рассказывал адвокат Эмиль Курбединов в прениях сторон по делу «первой Джанкойской группы».
Хизб ут-Тахрир* находится под запретом в России с 2003 года, однако действует без ограничений на территории Украины и большинства стран мира. Первые аресты по данной категории уголовных дел в Крыму начались в 2015 году с внедрением норм российского законодательства на полуострове.
*Организация запрещена в РФ.
