Дата публикации: 31/10/2025

«Забрали паспорта, проверка». Сотрудники полиции в четвертый раз остановили крымскую делегацию

Крымскотатарскую делегацию, которая ехала на прием к омбудсмену РФ Татьяне Москальковой из-за уголовного дела Эсмы Ниметулаевой, Насибы Саидовой, Эльвизы Алиевой и Февзие Османовой, в четвертый раз за сутки остановили на трассе — за 120 километров от Москвы. Об этом делегаты сообщили «Крымской солидарности».

Всем задержанным выписывают предостережения от ОМВД России по городскому округу Кашира. 

«Предупрежден о том, что в случае совершения действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, а также продолжения антиобщественного поведения, <…> может быть привлечен к ответственности в соответствии с законом», — говорится в документе.

Остановка произошла в Колтово — деревне в городском округе Кашира Московской области в 12 часов ночи. Силовики представились сотрудниками уголовного розыска, они были в масках и с автоматами.

«Пришел сотрудник уголовного розыска, забрал паспорта, обосновывая тем, что будет проверка. Пришел кинолог с собакой, обнюхал машину, вытащили все наши вещи — тоже обнюхивает. Одного из делегатов увели на беседу», — рассказал один из участников делегации.

В ее составе — родители ранее арестованных женщин, юрист Назим Шейхмамбетов, активисты и старейшины крымскотатарского народа.

Невестка задержанного Энвера Мустафаева, отца политзаключенного Сейдамета Мустафаева и тестя политузника Руслана Асанова, дозвонилась в прокуратуру Московской области. Там ей сказали, что по задержаниям проводят проверку, и отключились.

В первый раз проверка делегации в отделе МВД по Богучарскому району (Воронежская область) заняла четыре с половиной часа, во второй раз людей удерживали шесть с половиной часов в отделе МВД по Хлевенскому району (Липецкая область). В третий раз делегатов остановили за 200 километров до Москвы, в городе Венев (Тульской области). Крымских татар отпустили только спустя три часа после задержания.

Как рассказали участники делегации, силовики объяснили третье задержание вводом операции «Анаконда», которая предусматривает досмотр автомобилей, поиск лиц в розыске, выявление запрещенных веществ. При этом второе задержание сотрудники МВД по Хлевенскому району объяснили необходимостью «провести проверку на экстремизм».

Напомним, что первое задержание крымскотатарской делегации произошло в ночь с 29 на 30 октября. Как рассказал водитель, который вез людей на одном из двух микроавтобусов, в тот момент автомобили заехали на автозаправку и встали на стоянку. В это время подъехали сотрудники ДПС. Они, как пояснил водитель, «без объяснений потребовали документы на машину и водительские права, а также паспорта всех пассажиров».

После этого одному из сотрудников поступил звонок, что делегацию «нужно сопроводить» в отдел МВД. Еще один участник делегации добавил, что людям пригрозили задержанием.

Людей разделили на две группы и повезли в разные отделы. Первую часть — в отдел МВД по Богучарскому району. После прибытия у задержанных попросили паспорта для проверки, а затем завели в актовый зал. Участник делегации отметил, что там каждого задержанного опрашивали силовики «на предмет того, куда и с какой целью следуют».

Пока это происходило, юрист Назим Шейхмамбетов разговаривал с силовиками в отдельном кабинете. Причину задержания людям так и не пояснили.

Первую часть делегации продержали в отделе до двух часов ночи, вторую — до четырех часов утра. После этого сотрудники полиции сначала отпустили один автобус, второй, прибывший в другой отдел, — спустя время, следом за первым.

Однако в 8:30 утра, на трассе М-4 Дон по направлению к Москве, микроавтобусы снова остановили сотрудники ДПС. По словам одного из участников делегации, силовики угрожали «вызвать спецназ и всех положить на пол». Они потребовали проехать в отдел МВД по Хлевенскому району. Четкой причины задержания силовики так и не назвали.

После этого родственники участников делегации направили жалобы в Генпрокуратуру и прокуратуру Хлевенского района просьбой «принять срочные меры реагирования, привлечь виновных к ответственности и предоставить возможность свободного передвижения» родственникам.

После второго задержания историк, отец трех политзаключенных Шукри Сейтумеров рассказал, что делегация собирается все равно продолжить путь в Москву.

«По непонятным для нас причинам дважды в течение этого времени нас останавливали сотрудники ДПС, предъявляли какие-то непонятные претензии относительно наших машин, на которых мы ехали. <…> Наши объяснения были ясными и четкими: едем на встречу к уполномоченной по правам человека Российской Федерации Москальковой, чтобы передать ей ту тревогу и волнения, которые испытывают родители задержанных две недели тому назад крымскотатарских женщин, а также беспокойство родных и близких по поводу того, что на наши обращения местная крымская власть никак не отреагировала. Мы хотели бы узнать ее [Москальковой] точку зрения», — добавил Сейтумеров.

В третий раз делегатов снова остановили сотрудники ДПС. Это произошло около 19 часов по московскому времени. По словам участников делегации, позже к ним подъехали оперативник МВД и трое людей в штатском. В Веневе, на 171 километре трассы М-4, где их остановили, стало плохо матери Эльвизы Алиевой Эльвире. У нее были проблемы с давлением, женщине вызвали скорую.

Ранее родители одной из арестованных, Насибы Саидовой, обратились к Общественной наблюдательной комиссии и уполномоченному по правам человека в Крыму с просьбой разобраться, из-за чего их дочь преследуют по уголовной статье и почему в СИЗО-1 девушка содержится в неподобающих условиях.

Саидова находится в сырой, неотапливаемой камере без горячей воды, как и другие участницы уголовного дела. При проверке ее и других арестованных крымских татарок заставляют снимать платок, который они не могут снять при посторонних мужчинах по религиозным причинам.

15 октября после обысков в Севастопольском и Бахчисарайском районах Крыма задержали четырех крымских татарок: 39-летнюю Эсму Ниметулаеву, 20-летнюю Эльвизу Алиеву, 18-летнюю Насибу Саидову и 21-летнюю Февзие Османову.

Спустя день Киевский районный суд Симферополя отправил женщин в СИЗО по обвинению в причастности к деятельности исламской политической партии Хизбут-Тахрир*. Ниметулаевой вменили статью об организации деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ). Остальным — часть 2 этой статьи (об участии в деятельности). Это первое дело, связанное с причастностью к Хизб ут-Тахрир*, которое возбудили в Крыму против женщин.

Эсма Ниметулаева — кондитер, мать несовершеннолетних пятерых дочерей, проживает в Бахчисарае. В августе 2023 года силовики задержали ее мужа, Ремзи Ниметулаева, которого обвинили в организации деятельности Хизб ут-Тахрир* (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ). Сейчас он находится в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, дело против него и еще пятерых крымскотатарских активистов сейчас рассматривается в Южном окружном военном суде.

Во время обысков матери Ниметулаевой, 73-летней Алие Бекировой, сказали, чтобы она оформляла опеку над внуками. Хотя на тот момент саму Ниметулаеву лишь собирались отвезти в управление ФСБ для допроса, статуса обвиняемой у нее еще не было.

Эльвиза Алиева родом из села Долинное Бахчисарайского района. Работала кассиром в пекарне в Симферополе, учится в Крымском федеральном университете на четвертом курсе по специальности «Менеджмент».

Насиба Саидова — дочь известного в Крыму имама Садыка Уринбаева, заканчивает последний курс колледжа по педагогической специальности и работает с ясельной группой в детсаде в селе Холмовка (Бахчисарайский район).

По словам ее свекра Сеита Саидова, во время обысков силовики нашли две запрещенные книги в нижнем белье. Он считает, что литературу подкинули — самим хозяевам во время обысков запрещали покидать кухню, они не могли наблюдать за действиями силовиков.

Февзие Османова проживает в селе Орловка Севастопольского района и работает в семейном магазине.

 

*Организация запрещена в РФ.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний