Родителей арестованных крымских татарок уже дважды задержали в РФ по дороге на встречу с омбудсменом

Родителей четырех арестованных крымских татарок Эсмы Ниметулаевой, Эльвизы Алиевой, Насибы Саидовой и Февзие Османовой дважды задержали по пути на встречу с уполномоченным по правам человека в РФ в Москве. Об этом «Крымской солидарности» сообщил адвокат Эмиль Курбединов.
Первое задержание произошло сегодня ночью. В делегации, ехавшей из Крыма, — 16 человек: родители арестованных женщин, юрист Назим Шейхмамбетов и старейшины крымскотатарского народа.
Сначала первую часть делегации отвезли в отдел МВД по Богучарскому району (Воронежская область), другую — в еще один отдел полиции (точное место «Крымской солидарности» пока неизвестно). К 4 часам утра — после проверки паспортов всех отпустили.
Сегодня утром микроавтобусы снова остановили сотрудники ДПС. По словам одного из участников делегации, силовики угрожали «вызвать спецназ и всех положить на пол». Они потребовали проехать в отдел МВД по Хлевенскому району (Липецкая область, соседняя с Воронежской).
Сейчас трое человек находятся на опросе у силовиков, оттуда они не выходят уже час. Что вменяют семьям политузниц, старейшинам и юристу Шейхмамбетову — пока неизвестно. Однако, по словам участника делегации, им всем сообщили, что «необходимо провести проверку на экстремизм».
Как рассказал водитель, который вез делегацию на одном из двух микроавтобусов, первое задержание произошло около 11 часов вечера 29 октября. В тот момент автомобили заехали на автозаправку и встали на стоянку. В это время подъехали сотрудники ДПС. Они, как пояснил водитель, «без объяснений потребовали документы на машину и водительские права, а также паспорта всех пассажиров».
После этого одному из сотрудников поступил звонок, что делегацию нужно «сопроводить» в отдел МВД. Еще один участник делегации добавил, что людям пригрозили задержанием, если они не проследуют в отдел. По дороге туда другая машина ДПС, стоявшая на трассе, присоединилась к колонне.
После прибытия в отдел МВД по Богучарскому району у первой группы задержанных попросили паспорта для проверки и сказали ожидать, пока не приедет еще один сотрудник правоохранительных органов. Спустя 15-20 минут он прибыл на место, людей попросили подняться в актовый зал.
Участник делегации отметил, что в это время каждого задержанного опрашивали силовики «на предмет того, куда и с какой целью следуют».
Пока люди находились в зале, юрист Назим Шейхмамбетов находился в отдельном кабинете с силовиками и разговаривал с ними. На тот момент все сотрудники ДПС покинули отдел полиции. Причину задержания людям так и не пояснили.
Первую часть делегации продержали в отделе до 2 часов ночи, вторую — до четырех часов утра. После этого сотрудники полиции сначала отпустили один автобус, второй, прибывший в другой отдел, — спустя время, следом за первым.
Но как только автомобили снова выехали на дорогу, в девять часов по московскому времени делегацию снова остановили сотрудники ДПС. Тогда их сопроводили к отделу МВД по Хлевенскому району.
Напомним, ранее родители одной из арестованных, Насибы Саидовой, обратились к Общественной наблюдательной комиссии и уполномоченному по правам человека в Крыму с просьбой разобраться, из-за чего их дочь преследуют по уголовной статье и почему в СИЗО-1 девушка содержится в неподобающих условиях.
Саидова находится в сырой, неотапливаемой камере без горячей воды, как и другие участницы уголовного дела. При проверке ее и других арестованных крымских татарок заставляют снимать платок, который они не могут снять при посторонних мужчинах по религиозным причинам.
15 октября после обысков в Севастопольском и Бахчисарайском районах Крыма задержали четырех крымских татарок: 39-летнюю Эсму Ниметулаеву, 20-летнюю Эльвизу Алиеву, 18-летнюю Насибу Саидову и 21-летнюю Февзие Османову.
Спустя день Киевский районный суд Симферополя отправил женщин в СИЗО по обвинению в причастности к деятельности исламской политической партии Хизбут-Тахрир*. Ниметулаевой вменили статью об организации деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ). Остальным — часть 2 этой статьи (об участии в деятельности). Это первое дело, связанное с причастностью к Хизб ут-Тахрир*, которое возбудили в Крыму против женщин.
Подробности уголовного дела пока неизвестны. Как отмечал адвокат Ниметулаевой Эмиль Курбединов, на заседании по избранию меры пресечения следователь ФСБ озвучил «дежурные обоснования, что подзащитные якобы могут скрыться и уничтожить доказательства».
«Однако никаких фактических доказательств этим предположениям, конечно, не было представлено. В судебном заседании я сказал, что суд должен в любом случае проверять обоснованность данных обвинений. <…> Потому что в соответствии с действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 2007 года "О противодействии терроризму", Хизб ут-Тахрир* не признавалась террористической организацией на территории России. И это единственный закон, который установил порядок признания организаций террористическими. <…> Я считаю, что в ходатайстве указание на то, что Хизб ут-Тахрир* в соответствии с законодательством признана террористической… Это утверждение юридически ничтожно», — рассказывал адвокат.
Адвокат Эдем Семедляев, который защищает ЭльвизуАлиеву, отмечал в суде, что ее ни разу не привлекали к административной ответственности. Следователь ФСБ заявлял, что скрытый свидетель по делу якобы указал на Алиеву как участницу «террористического» сообщества.
Семедляев, как и другие защитники, настаивал на менее строгой мере пресечения, в частности, на домашнем аресте. Однако суд решил отправить всех четырех крымских татарок в СИЗО.
Эсма Ниметулаева — кондитер, мать несовершеннолетних пятерых дочерей, проживает в Бахчисарае. В августе 2023 года силовики задержали ее мужа, Ремзи Ниметулаева, которого обвинили в организации деятельности Хизбут-Тахрир* (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ). Сейчас он находится в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, дело против него и еще пятерых крымскотатарских активистов сейчас рассматривается в Южном окружном военном суде.
Во время обысков матери Ниметулаевой, 73-летней Алие Бекировой, сказали, чтобы она оформляла опеку над внуками. Хотя на тот момент саму Ниметулаеву лишь собирались отвезти в управление ФСБ для допроса, статуса обвиняемой у нее еще не было.
Эльвиза Алиева родом из села Долинное Бахчисарайского района. Работала кассиром в пекарне в Симферополе, учится в Крымском федеральном университете на четвертом курсе по специальности «Менеджмент».
Насиба Саидова — дочь известного в Крыму имама Садыка Уринбаева, заканчивает последний курс колледжа по педагогической специальности и работает с ясельной группой в детсаде в селе Холмовка (Бахчисарайский район).
По словам ее свекра Сеита Саидова, во время обысков силовики нашли две запрещенные книги в нижнем белье. Он считает, что литературу подкинули — самим хозяевам во время обысков запрещали покидать кухню, они не могли наблюдать за действиями силовиков.
Февзие Османова проживает в селе Орловка Севастопольского района и работает в семейном магазине.
Политическая исламская партия Хизб ут-Тахрир* была признана террористической организацией в России решением Верховного суда от 14 февраля 2003 года — за четыре года до принятия закона «О противодействии терроризму». Заседание проходило в закрытом режиме без участия представителей организации, что, по мнению правозащитников, нарушило принципы гласности и состязательности.
Во многих странах, включая Украину, деятельность партии не запрещена. В Крыму, после 2014 года по «делам Хизб ут-Тахрир*» возбуждаются уголовные дела.
Правозащитники утверждают, что уголовное преследование крымских татар связано не с терроризмом, а с их мирной политической и религиозной активностью, критикой властей и протестами против репрессий.
*Организация запрещена в РФ.
