Дата публикации: 23/10/2025

У Амета Сулейманова образовалась гематома на ноге. Он продолжает страдать от высокого давления

У осужденного на 12 лет заключения гражданского журналиста Амета Сулейманова, отбывающего срок во «Владимирском централе», появилась на ноге гематома «размером со спичечный коробок». Об этом «Крымской солидарности» рассказала его жена Лиля Люманова со ссылкой на недавнее письмо мужа.

По словам Люмановой, гематома образовалась под коленкой, в районе икр, размером «плюс-минус пять сантиметров». Сулейманов вызвал начмеда и объяснил, что, возможно, она — следствие проблем с сердцем. Как отреагировал врач — политузник не указал.

Люманова уже посоветовалась с местным крымским медиком. Она сказала, что мужчине необходимо делать УЗИ сосудов нижних конечностей.

«Возможно, это образование тромбов, возможно, это вот из-за гипертонического криза (у Сулейманова этим летом он случился во второй раз за время заключения. — прим. КС). Пока еще ничего неизвестно, это все надо обследовать. Только вопрос, когда это теперь все произойдет», — рассказала жена политузника.

Женщина подготовила препараты, которые отправит Сулейманову бандеролью. Но сомневается, что их быстро ему передадут — в недавних письмах он сообщал, что ему задерживают препараты, которые уже пришли в тюрьму, и не выдают их.

Также журналист рассказал супруге, что его мучает высокое давление — оно составляет почти 200 мм рт. ст. и становится еще выше к вечеру.

Юристка Лиля Гемеджи, которая представляет интересы Амета Сулейманова, рассказала «Крымской солидарности», что после ее обращения к первому замначальника УФСИН по Владимирской области Александру Рыбакову ей выслали неполный пакет медицинских документов ее подзащитного.

«Цель запроса была попытаться понять динамику состояния Амета. Общаясь с ним, из писем, мы понимаем, что у него постоянно высокое давление, есть ухудшение в проходимости сердечного клапана (это выявили на УЗИ, о чем он передал на словах), и это подходит к уже критичной черте. <…> В первую очередь нас интересовали результаты УЗИ — сердца, делали ли ему, и печени, потому что у него все тело было в пятнах. Вот эти результаты тоже не предоставили», — рассказала Гемеджи.

Она также отметила, что обращалась с разрешением об отправке Амету Сулейманову в тюрьму пломбировочных материалов для лечения зубов. Однако в ответе за подписью Александра Рыбакова говорилось, что «он не обращался за стоматологической помощью», поэтому разрешать пересылку пломбировочных материалов «не имеет смысла», добавила юристка.

При том, что летом этого года супруга политузника сообщала, что ее муж обращался к стоматологу из-за шаткого зубного моста (конструкции из двух коронок, между которыми располагаются искусственные зубы). Из-за проблем с зубами мужчина был вынужден есть только мягкую пищу. Врачи тогда заявляли, что лечить зубы не будут и могут только вырвать их.

Как только Гемеджи получила этот ответ в конце сентября, она направила жалобу в прокуратуру, что ей не предоставили полную медкарту ее подзащитного. Прокуратура вновь передала этот запрос в УФСИН, но на этот раз — начальнику управления Александру Шеку. Тот заявил, что все медицинские документы отправили Гемеджи по почте, а самого Сулейманова уже записали на прием к врачу-стоматологу, «по результатам которого будет решаться вопрос о необходимости приобретения пломбировочных материалов».

Врач-терапевт, к которой до ареста ходил Сулейманов, указала, что у него в 2022 году выявили деформирующий артроз обоих коленных суставов II стадии. Но в медицинской документации из тюрьмы этой информации нет. Как и информации о язвенной болезни двенадцатиперстной кишки.

«Если язва была диагностирована хотя бы один раз, этот диагноз сохраняется на всю жизнь. При малейшем провоцирующем факторе заболевание может обостриться», — добавила медик.

Она также проанализировала заключение ревматолога от 2024 года о хронической ревматической болезни сердца и недостаточности митрального и аортального клапанов. Врач отметила, что эти данные подтверждают ухудшение общего состояния политузника.

Она также добавила, что об ухудшении состояния свидетельствует и гипертонический криз, который случился у Амета Сулейманова в 2024 году, и что лечение, которое проводят в тюрьме, ему не помогает.

Ранее «Крымская солидарность» сообщала, что в октябре прошлого года стало известно о снятии Амета Сулейманова с очереди на операцию на сердце. Оказалось, что это произошло еще в конце 2021 года по инициативе Минздрава Крыма. Семью об этом не уведомили.

Операцию крымский татарин ждал как минимум несколько лет: до задержания в 2020 году мужчина планировал сделать ее в Киеве. Однако после задержания он встал в очередь в Крыму, чтобы успеть прооперироваться, пока находится под домашним арестом.

Еще до новости о снятии с очереди на операцию, летом 2024 года, его жена обратилась к администрации тюрьмы во Владимире. Лиля Люманова попросила как можно скорее прооперировать мужа.

«Если операцию не сделать сейчас, нагрузка пойдет на второй сердечный клапан и менять нужно будет уже не один, а два», — отмечала Люманова.

Медики заверили, что направили запрос на операцию в московский кардиохирургический центр и ждут ответа от него. Однако с тех пор, больше года спустя, ответ из Москвы так и не поступил.

После этого мужчина жаловался на произошедший с ним второй гипертонический криз, на то, что на его теле то возникают, то проходят высыпания, сопровождающиеся сильным зудом.

Он также говорил об ухудшении зрения — осенью прошлого года врачи диагностировали у журналиста ангиопатию сетчатки (поражение сосудов сетчатки, при котором нарушается ее кровоснабжение). Без лечения ангиопатия может привести к слепоте. Юристка Лиля Гемеджи отмечала, что проблемы со зрением у Сулейманова вызваны «постоянно высоким давлением».

Амет Сулейманов — крымский татарин, осужденный вместе с фигурантами третьей Бахчисарайской группы по делу о членстве в политической партии Хизб ут-Тахрир*.

22 октября 2019 года сотрудники полиции задержали его на Керченском мосту (трасса Новороссийск-Керчь), когда он возвращался в Крым с судебного процесса в Южном окружном военном суде по политически мотивированному делу над жителем Крыма. Через несколько часов мужчину отпустили.

Кроме сердечных заболеваний, у Амета Сулейманова есть инвалидность, однако в 2015 году она была снята из-за его отказа от операции в Москве — Сулейманов получал систематическое лечение в больнице Киева и планировал проводить операцию под присмотром своего постоянного врача.

После обыска и последующего задержания 11 марта 2020 года суд в Симферополе постановил назначить Сулейманову меру пресечения в виде домашнего ареста — это один из немногих случаев в практике уголовных дел Хизб ут-Тахрир* в России.

На протяжении всего времени судебного разбирательства Амет Сулейманов находился под домашним арестом. Первое время его вывозили в Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону на слушания, но позже позволили выступать через видеосвязь из Крымского гарнизонного военного суда. Даже в таких условиях подсудимый с трудом переносил судебные заседания. Иногда их приходилось прерывать, чтобы он мог посетить врача. Защита пыталась донести суду, что в отношении Амета Сулейманова нельзя применять подобную меру заключения, ввиду состояния его здоровья.

Южный окружной военный суд, несмотря на многочисленные заявления защиты о состоянии здоровья Сулейманова, принял решение отправить его в колонию строгого режима сроком на 12 лет. Его защитница Лиля Гемеджи считает приговор смертельным: «Приговорили его умирать. Заключение в тюрьме для человека с таким диагнозом — это цинизм».

В марте 2024 года Фрунзенский районный суд во Владимире отказал освободить Амета Сулейманова из тюрьмы, несмотря на то что его заболевания входят в перечень несовместимых с условиями заключения. Владимирский областной суд в июле 2024 года это решение не изменил.

 

*Организация запрещена в России

Амет Сулейманов. Фото: Крымская солидарность.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний