Дата публикации: 14/10/2025

57-летнего Ленура Халилова, освобожденного из колонии по состоянию здоровья, снова взяли под стражу

Экс-председателя независимой мусульманской общины «Алушта» Ленура Халилова, осужденного на 18 лет заключения по делу «алуштинской группы» Хизб ут-Тахрир* и освобожденного из колонии в августе этого года по состоянию здоровья, снова взяли под стражу. Об этом «Крымской солидарности» сообщил адвокат Эмиль Курбединов. Он присутствовал на заседании по видеоконференцсвязи из Железнодорожного райсуда Симферополя.

Адвокат отметил, что с апелляционным представлением на решение Исакогорского райсуда Архангельска, согласно которому Халилова освободили из заключения, в начале сентября обратился прокурор, советник юстиции Н.С. Рязанов.

Ранее у крымского мусульманина были диагностированы несколько заболеваний: в частности, первичный рак печени с метастазами в лимфоузлы, хронический гепатит C, гипертония II степени, мелкие кисты печени, киста левой почки и камни в почках.

Исакогорский райсуд в конце августа пришел к выводу, что Халилов не может находиться в заключении из-за злокачественной раковой опухоли. Согласно постановлению правительства РФ №54 от 2004 года, заболевание мусульманина входит в перечень болезней, препятствующих отбыванию наказания.

«По состоянию здоровья [Халилов] не может содержаться в исправительном учреждении на общих основаниях, нуждается в лечении в специализированном учреждении», — пришел к выводу суд и освободил мужчину.

В начале сентября прокурор обратился с ходатайством в Архангельский облсуд. Он отметил, что «формальное наличие у осужденного указанного заболевания судом признано безусловным основанием для освобождения Халилова от основного наказания».

«Однако без внимания, выяснения и установления, а также должной оценки оставлены иные обстоятельства, в том числе отношение осужденного к проводимому лечению, соблюдение им медицинских рекомендаций, текущее состояние здоровья, наличие возможности получать необходимое лечение без освобождения от наказания, данные о наличии у него постоянного места жительства, родственников или близких ему лиц, которые могут и согласны осуществлять уход за ним, и действительная необходимость данного ухода», — заявил прокурор Рязанов.

По мнению гособвинителя, выводы суда со ссылкой на заключение медкомиссии, что Халилова нельзя держать в исправительном учреждении на общих основаниях, «не свидетельствует о безусловной необходимости его освобождения от отбывания наказания».

«В заключении врачебной подкомиссии указано, что осужденный в постоянном уходе не нуждается. На момент обследований и судебного заседания его общее состояние являлось удовлетворительным и стабильным. <…>. Вопреки доводам суда, исправительное учреждение оборудовано всем необходимым, включая перила и пандусы для возможности перемещения посредством кресла-коляски, поручнями в душевой кабине. Необходимая медпомощь оказывалась в полном объеме», — заявил прокурор Рязанов и потребовал отменить решение суда об освобождении Халилова.

По словам адвоката Эмиля Курбединова, в заседании в облсуде Архангельска прокурор пояснил свою логику таким образом:

«Основной довод прокуратуры состоит в том, что он "особо опасный преступник" и это суд не учел. Прокуратура не оспаривает саму болезнь. <…> Хоть формально, как они [гособвинение] называют, у него тяжелейшая болезнь, однако он является "террористом" и особо опасным преступником, он опасен для общества, и отпускать его значит не соблюдать справедливость по отношению к обществу. Вот так был извращен закон, который предусматривает освобождение таких лиц. По логике прокуратуры, суд не учел эти обстоятельства. Прокурор и суд назвали рак печени «формальной болезнью» для политзаключенных! Это совершенно необоснованная позиция, которая нарушает конституционные права Ленура-агъа Халилова».

Он добавил, что при наличии болезни, которая подпадает в перечень правительства РФ, вопреки доводам прокурора, «не имеет значение медицинское оборудование в больнице, текущее удовлетворительное состояние, то, что человек может самостоятельно передвигаться».

«Закон не предусматривает, помимо наличия болезни, еще и отсутствие возможности у колонии его лечить. Сама болезнь является по закону условием для освобождения», — подчеркнул адвокат.

Эмиль Курбединов также пояснил, что суд первой инстанции при вынесении решения об освобождении должен был удостовериться в нескольких обстоятельствах — в том, что человек, сидя в колонии, «не ел гвозди и не пил ртуть, чтобы у него эта болезнь возникла».

«Или суд должен также удостовериться в том, что человек не поднял бунт какой-то, в результате которого получил увечья, или что за человеком на свободе никто не сможет смотреть и он [после освобождения] там умрет. Эти условия суд должен посмотреть: действительно ли человек соблюдал медрекомендации или специально сделал так, чтобы заболеть. Это все учитывается. <…> Что и было сделано в суде первой инстанции — нет никаких сведений, что Ленур-агъа сам нанес себе увечья, что за ним некому смотреть», — добавил защитник.

По словам Курбединова, решение Архангельского облсуда «возмущает». Он назвал его «бесчеловечным» и «жестоким».

«Чем руководствовался суд — не знаю, это нужно будет смотреть полное решение. Сегодня была оглашена только резолютивная часть. <…> Было принято решение немедленно взять Ленура-агъа под стражу. Мы, конечно же, будем подавать кассационную жалобу. Это решение незаконное, необоснованное. Более того, оно просто направляет Ленура-агъа на смерть в эту колонию с такой тяжелейшей болезнью», — заключил адвокат.

10 июня в 2019 году в городском округе Алушта после обысков силовики задержали исполняющего обязанности имама Руслана Нагаева и предпринимателя Эльдара Кантимирова, а также одного из основателей религиозной общины «Алушта» Руслана Месутова и председателя общины Ленура Халилова.

До ареста Халилов занимался общественной деятельностью: организовывал мусульманские праздники, помогал с погребальными вопросами, беря на себя оформление документов, проводил различные молебны.

16 августа 2021 года Южный окружной военный суд вынес приговор фигурантам «алуштинской группы» Хизб ут-Тахрир*. Нагаева и Кантимирова приговорили к 13 и 12 годам, Халилова и Месутова — к 18 годам лишения свободы. Последних посчитали организаторами террористической ячейки, а Нагаева и Кантимирова — ее участниками.

Первые два года всех фигурантов дела обязали отбыть в тюрьме. Кроме того, суд назначил мусульманам год ограничения свободы после освобождения.

В 2022 году приговор крымчанам утвердил апелляционный суд, а в августе 2024 года — кассационный.

В феврале 2025 года Ленура Халилова этапировали в ИК-1 в Архангельске из тюрьмы «Владимирский централ». В тюрьме он находился с октября 2022 года. Как рассказывала «Крымской солидарности» Умида Худойбердиева, почти сразу после этапа в колонию ее мужа поместили в тюремную больницу. Там крымский татарин пробыл до середины июля. Медики нашли у него онкологическое заболевание.

В августе этого года суд освободил мужчину от отбывания наказания. Он приехал домой в Алуштинский район Крыма.

 *Организация запрещена в РФ.

Ленур Халилов при возвращении в Крым. Фото: Крымская солидарность 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний