Дата публикации: 10/10/2025

Участников дела «третьей Джанкойской» группы оставили в СИЗО до января 2026 года

Южный окружной военный суд продлил участникам дела «третьей Джанкойской» группы Хизб ут-Тахрир* меру пресечения — всех пятерых человек, кроме бывшего имама Ремзи Куртнезирова, оставили в СИЗО до 13 января 2026 года. Об этом «Крымской солидарности» сообщили защитники подсудимых.

Адвокат Эмине Авамилева просила суд изменить меру пресечения политзаключенному Энверу Халилаеву и отправить его под домашний арест, но суд к ее доводам не прислушался.

В одном из предыдущих заседаний Халилаев сообщал о необходимости проведения ему операции по удалению пупочной грыжи. В заключении у него сильно ухудшился слух и появились головные боли. Крымский татарин страдает отитом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и другими хроническими болезнями.

В суде также допросили свидетелей обвинения, которые присутствовали на обысках в домах участников дела.

Житель Красноперекопского района Айнур Кенжалиев, который был понятым на обыске в доме у Али Мамутова, сообщил, что присутствовать на следственных действиях его пригласил некий сотрудник ФСБ по имени Рустам. По словам свидетеля, этот человек является «хорошим знакомым его знакомого».

Политузник Али Мамутов подверг критике показания, высказанные Кенжалиевым в ходе допроса. Он заявил, что они «не соответствуют действительности». Свидетель рассказал, что Мамутов сам вытащил запрещенную литературу со шкафа в дальней комнате, однако сам крымский татарин заявил, что не делал этого.

Далее суд допросил свидетелей Анастасию Еременко из Симферополя и стажера участкового из Бахчисарайского района Крыма (его полное имя «Крымской солидарности» неизвестно. — прим. КС). На момент обысков последний являлся студентом третьего курса крымского филиала Российского государственного университета правосудия.

Еременко, которая участвовала как понятая при осмотре предметов, изъятых на обысках, в кабинете следователя, на большинство вопросов сторон в суде ответить не смогла. Она сослалась на то, что не помнит эти события.

В свою очередь стажер участкового на вопрос, какая конкретно «запрещенная» информация была обнаружена в планшете Али Мамутова, также не дал конкретного ответа.

Дело «третьей Джанкойской» группы началось 5 марта 2024 года, когда в Бахчисарайском и Джанкойском районах Крыма прошли массовые обыски у крымских татар. В тот же день суд заключил под стражу четырех активистов из Бахчисарая: Мемета Люманова, Азиза Азизова, Рустема Османова и Мустафу Абдураманова. Ранее они уже привлекались к административной ответственности за участие в одиночных пикетах и поддержку арестованных соотечественников.

В числе задержанных также оказались жители Джанкойского района Крыма — Али Мамутов, Энвер Халилаев, Нариман Аметов, имам Вохид Мустафаев и Арсен Кашка.

Всех их обвинили в причастности к деятельности запрещенной в РФ исламской партии «Хизб ут-Тахрир»*, несмотря на то что эта организация не признана террористической в большинстве стран мира.

Многие из обвиняемых — отцы многодетных семей, некоторые страдают хроническими заболеваниями. Так, бывший имам мечети Ремзи Куртнезиров из-за тяжелого состояния здоровья был отправлен под домашний арест. Его родные сообщают, что он с трудом передвигается и нуждается в регулярном медицинском уходе.

Рассмотрение дела «третьей Джанкойской» группы по существу началось в январе 2025 года. Все фигуранты отрицают участие в террористической деятельности и указывают на давление со стороны силовиков. Защитники отметили системные нарушения прав обвиняемых, в том числе ограничение доступа к медицинской помощи и нарушение презумпции невиновности.

«Хизб ут-Тахрир»* признана террористической организацией и запрещена в РФ. В других странах, включая страны ЕС, Украину и США, организация действует легально.

*Организация запрещена в РФ.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний