Эмир-Усеин Куку тяжело передвигается из-за новообразования на ноге. Лечения ему не оказывают


Осужденный на 12 лет лишения свободы правозащитник Эмир-Усеину Куку с трудом передвигается из-за новообразования в коленной впадине на ноге. Об этом «Крымской солидарности» сообщила его супруга Мерьем Куку. С лета 2020 года ее муж находится в ИК-16 в Салавате (Республика Башкортостан).
Новообразование крымский татарин обнаружил несколько лет назад, еще до этапа в колонию — в СИЗО-4 Ростова-на-Дону. Тогда ему сделали УЗИ, по результатам которого предположили, что это — киста Бейкера (грыжа в области колена, также известна как подколенная или коленная киста).
С тех пор новообразование увеличилось в размере и продолжает болеть. Больше никаких обследований в заключении правозащитнику не делали, лечения не оказывали, подчеркнула Мерьем Куку.
«Из-за новообразования в коленной впадине Эмир-Усеин иногда не может встать, [в том числе чтобы] делать намаз. Больше нигде и никогда не было обследований, и лечения тоже. Таблетку антибиотика вряд ли можно назвать лечением», — рассказала женщина.
Помимо боли, связанной с новообразованием, у политузника есть и другие проблемы со здоровьем. В частности, сильно ухудшилось зрение, болят сердце, почки и поясница.
«Весь опорно-двигательный аппарат дает о себе знать», — добавила Мерьем Куку.
Недавно правозащитник переболел ангиной. Из-за тяжело протекающей болезни он не мог говорить, у него были сильный кашель и высокая температура. Такое состояние сохранялось в течение нескольких дней, лечение в колонии оказали несвоевременно — через четыре дня после появления симптомов, потому что в медсанчасти были выходные дни.
В июле 2023 года политзаключенному провели операцию на кишечник в тюремной больнице в Уфе. Медики удалили Эмир-Усеину спайки, но в какой части кишечника — до сих пор неизвестно.
«После операции он в тяжелом состоянии был предоставлен самому себе», — отметила жена правозащитника.
Периодически политзаключенного помещают в ШИЗО. Администрация ИК-16 называет формальные предлоги: не заправил постель, не застегнул пуговицу, не надел карточку-бейджик.
Как отмечает Мерьем Куку, несмотря на трудности и проблемы со здоровьем, ее муж «не жалуется».
«Он мало говорит о себе. Это [жалобы на содержание и здоровье] я по крупицам у него пытаюсь узнать», — добавила она.
Крымские силовики ворвались в дом семьи Куку в 2016 году. После обыска они задержали главу семьи — Эмир-Усеина, а суд отправил его в СИЗО по делу о причастности к деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир*, запрещенной в России, но свободно действующей в Украине и других странах мира.
В 2019 году мужчину приговорили к 12 годам колонии строгого режима — заседание суда длилось всего 14 минут. В 2020 году военный апелляционный суд во Власихе Московской области оставил решение суда первой инстанции в силе. Позже правозащитника этапировали в башкирскую колонию №16 в Салавате.
Правозащитные организации признали приговор Эмир-Усеину Куку «явным злоупотреблением в применении антитеррористического законодательства, направленным на устрашение правозащитников, работающих в Крыму».
Международные правозащитные организации, такие как Human Rights Watch, признали Эмира-Усеина узником совести, а «Мемориал» — политзаключенным. На свободе у него остались супруга и двое детей.
Исламская политическая партия Хизб ут-Тахрир* была признана Верховным судом РФ «террористической организацией» в 2003 году.
Правозащитники полагают, что это решение вынесли необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно — ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные дела Хизб ут-Тахрир* начали возбуждаться в Крыму, когда полуостров фактически перешел под контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена: активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей и массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
*Организация запрещена в РФ.
Фото: Крымская солидарность