Здоровье 65-летнего Сервета Газиева ухудшается в колонии на Камчатке

65-летний крымскотатарский активист Сервет Газиев сообщил, что состояние его здоровья стремительно ухудшается в ИК-5 Петропавловска-Камчатского. Об этом «Крымской солидарности» рассказала его сестра Светлана Аблямитова. В колонию мужчину этапировали весной этого года.
Как подчеркнула Светлана Аблямитова, у всей семьи Газиевых есть хронические заболевание, такие как бронхит, ревматизм. Сервет Газиев рассказал, что первое время врач-терапевт в ИК-5 отказывался лечить его кашель из-за «тяжелой статьи». Однако, по словам Светланы Аблямитовой, после того, «как к нему привыкли» в колонии, врач все же начал выдавать крымчанину антибиотики. И даже после курса лечения у мусульманина регулярно случаются приступы кашля — они могут длиться до получаса.
После лечения антибиотиками у Газиева обострились проблемы с кишечником, и он сильно похудел, отмечает его сестра. Медики делают ему уколы, названия которых он не знает.
Еще до ареста Сервет Газиев жаловался на кишечник, проходил регулярные обследования и принимал «Хилак Форте». Однако после ареста ни регулярных обследований, ни лечения он уже не получал.
После того, как в 2021 году, еще в Ростове-на-Дону, у крымского татарина случился инсульт, он прошел курс обследования, на котором настояли адвокаты. Газиеву сделали МРТ головы и шейного позвонка, УЗИ брюшной полости и другие исследования. Но эти результаты ни Светлана Аблямитова, ни защитники на руки так и не получили — о выставленных Газиеву диагнозах они до сих пор знают.
Крымский татарин рассказал сестре, что после инсульта у него «до сих пор отвисает губа и мешает» ему, а также болит правая рука. Кроме того, у него перекошен глаз.
Мусульманин пожаловался и на боль в ключице, которую ему вывихнули в туберкулезной больнице №19 в Ростове. Тогда, осенью 2021 года, мужчину избили из-за отказа участвовать в голосовании на выборах. Как отметила Светлана Аблямитова, тогда вывих не вправили, и с тех пор ключица постоянно болит.
В разговоре с родственницей Сервет Газиев упомянул и проблемы с документами: в ИК-5 ему сказали, что приостановили оформление пенсии, потому что он якобы ни дня не проработал в Российской Федерации. По словам Светланы Аблямитовой, у мужчины есть российская трудовая книжка и он в течение года трудился в тюрьме во Владимире — делал электрические розетки.
Юристка Лиля Гемеджи направила ряд заявлений в колонию, чтобы ей предоставили все сведения о трудоустройстве Газиева за время нахождения в исправительных учреждениях, а также информацию о том, оформляли ли ему страховую пенсию или пенсию по инвалидности.
Кроме того, защитница запросила у колонии медицинскую документацию мусульманина и потребовала, чтобы руководство учреждения оказало ему медпомощь. Она отметила, что, если в его диагнозах будет болезнь, подпадающая под освобождение из заключения, колония должна будет выйти с ходатайством об этом в суд. Такое требование Гемеджи также указала в заявлении к колонии.
Рассказал Сервет Газиев и о быте. Еду в колонии он охарактеризовал как «невкусную», пояснил, что один день могут кормить свининой, в другой — подать говядину. В дни, когда в блюдах есть свинина, мужчина не ест совсем.
Кроме того, в столовой заключенным дают червивую кашу. Газиев рассказал, что «закрывает на все глаза» и ест даже такую. Понимает, что «надо есть», чтобы поддерживать силы, отметила сестра политузника.
В месяц он может получать от семьи 10,2 тыс. рублей на закупку в магазине при колонии. Однако цены на продукты очень высокие. Так, килограмм помидоров стоит около 2 тыс. рублей, огурцов — 1,5 тыс. рублей, а килограмм морковки — 800 рублей. Как говорит сам Сервет Газиев, фрукты и овощи он позволить себе не может. Он покупает капусту и морковь, делает салаты и квасит капусту, которую можно есть при больном кишечнике. Воду в колонии он охарактеризовал как «плохого качества».
Политзаключенный добавил, что на Камчатке ему очень холодно, лета на полуострове почти не было. Все это время он проходил в фуфайке. В этот период в колонии отключали отопление.
Недавно на Камчатке было землетрясение магнитудой почти до девяти баллов. Во время землетрясений заключенных выводят во двор, но насколько сейсмически устойчивые корпусы ИК-5 — сам Газиев сестре не говорил. Однако предупредил, чтобы в случае его смерти она не летела на Камчатку и не забирала его тело, так как это долго, дорого и накладно для самой Аблямитовой (у нее также есть проблемы со здоровьем).
«Так и сказал: землетрясения чуть ли не каждый день, со мной может что-то случиться. Если это произойдет, мое тело даже не забирай, дорого обойдется. Он хотя и успокаивает, что все хорошо, и я его успокаиваю, что мы обязательно встретимся. Но после этого звонка (я при нем не стала) не выдержала и расплакалась», — рассказала сестра политзаключенного.
Сервет Газиев проходил по делу «второй симферопольской» группы Хизб ут-Тахрир*. Большую часть фигурантов задержали при массовых обысках в Крыму в марте 2019 года. Всего в деле 25 человек.
Всех задержанных обвинили в причастности к исламской политической партии Хизб ут-Тахрир*, признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.
В январе 2023 года Южный окружной военный суд приговорил пятерых крымских татар — Сервета Газиева, Алима Каримова, Сейрана Муртазу, Эрфана Османова и Джемиля Гафарова — к 13 годам лишения свободы. Кроме того, Газиеву и Каримову назначили ограничение в передвижении на год и шесть месяцев, остальным — на год. Джемиль Гафаров умер в заключении 10 февраля того же года.
На стадии апелляции в сентябре 2023 года суд не изменил приговор крымским татарам, в том числе умершему Гафарову. Сервету Газиеву, которому суд первой инстанции не предоставил переводчика, на апелляции также его не предоставили и не разрешили выступить с последним словом.
На стадии кассации суд также не изменил приговор фигурантам дела, кроме Гафарова — против него дело прекратили в связи со смертью по нереабилитирующим основаниям.
С самого момента ареста в марте 2019 года Сервет Газиев рассказывает о проблемах со здоровьем. Они продолжают ухудшаться в заключении.
*Организация запрещена в РФ.
Сервет Газиев. Фото: Крымская солидарность.
