Верховный суд оставил в силе решение об аресте участников дела «четвертой Джанкойской группы»


Верховный суд Симферополя не изменил решение суда первой инстанции о продлении стражи четверым крымским татарам, участникам дела «четвертой Джанкойской группы». Об этом «Крымской солидарности» сообщил адвокат Эдем Семедляев.
Меру пресечения в виде содержания СИЗО крымским татарам оставили до 4 октября.
Следователь и прокурор настаивали на аресте верующих, сославшись на то, что они могут скрыться или повлиять на свидетелей. Эдем Семедляев заявил, что доводы обвинения «безосновательны».
«Все то, что озвучивает следователь, и [все, в чем] поддерживает его прокуратура, — всего лишь предположения», — отметил адвокат.
В своем ходатайстве Семедляев подчеркнул, что арестованные крымские татары ранее не были судимы, не привлекались к уголовной ответственности и у них налажены социальные связи в Крыму.
«Непосредственно мой подзащитный, Абибулла Смедляев, родился в Крыму, всю жизнь прожил в Крыму. У него семья, родители, родственники — все находятся в Крыму. Никуда он уезжать не собирался и не уезжал», — добавил адвокат.
В конце июня Киевский райсуд продлил пятерым крымским татарам — Рустему Мустафаеву, Абибулле Смедляеву, Эмиру Куртнезирову, Мирзали Тажибаеву и Бахтияру Аблаеву — меру пресечения до 4 октября. Защитники подсудимых обжаловали продление в Верховном суде Крыма.
Тот оставил решение о сроке Бахтияру Аблаеву в силе. Но отменил решение Киевского райсуда о сроках для остальных участников дела из-за процессуальных нарушений. Им назначили содержание в СИЗО на месяц.
После этого Киевский райсуд, по ходатайству следователя, снова продлил четверым участникам дела сроки ареста до 4 октября. Сегодня защита вновь обжаловала это, но решение осталось в силе.
Сейчас все пятеро фигурантов дела находятся в СИЗО-2 Симферополя.
Обыски у пятерых крымских татар — сантехника Рустема Мустафаева, повара Мирзали Тажибаева, разнорабочего Абибуллы Смедляева, сына политзаключенного Ремзи Куртнезирова Эмира и Бахтияра Аблаева — прошли 5 февраля этого года. В тот же день трое из них были отправлены в СИЗО-2 Симферополя, на следующий — туда же доставили Тажибаева и Аблаева.
Всем им предъявлено обвинение в участии в деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир*.
Родственники обвиняемых утверждают, что при обысках сотрудниками ФСБ им подбросили запрещенные книги и брошюры. При этом протоколы обысков задержанным не оставили.
Партия Хизб ут-Тахрир* была признана террористической в России в 2003 году решением Верховного суда, принятым в закрытом заседании без участия стороны защиты. Правозащитники считают это решение необоснованным, а процессы по таким делам — политически мотивированными.
С начала 2015 года уголовные дела по «делу Хизб ут-Тахрир» начали массово возбуждаться в Крыму после его аннексии Россией. В Украине партия не запрещена, ее активисты легально проводили массовые мероприятия и участвовали в общественной жизни.
По мнению правозащитников, крымских татар преследуют не за терроризм, а за политическую активность, критику властей и выражение несогласия с российской политикой на полуострове.
*Организация запрещена в РФ