Дата публикации: 21/07/2025

Политзаключенный Абибулла Смедляев сообщил об обострении проблем со зрением в СИЗО

34-летний крымский татарин Абибулла Смедляев, который проходит обвиняемым по делу «четвертой Джанкойской группы» Хизб ут-Тахрир*, рассказал о серьезных проблемах с глазами и зрением, обострившихся в СИЗО-2 Симферополя. Об этом «Крымской солидарности» сообщила жена политузника Линиза Смедляева.

По ее словам, у мужа были проблемы со зрением еще до ареста. Тогда врач диагностировал у него миопический астигматизм правого глаза и миопию слабой степени левого глаза.

Доктор выписал Смедляеву рецепт и назначил носить очки, однако во время обысков 5 февраля этого года их сломали. После задержания политузника увезли без них, и с тех пор он находится в СИЗО без очков.

Как рассказала супруга, сейчас у Абибуллы Смедляева сильно болят глаза. На просьбы крымского татарина выдать капли и написанное заявление об этом надзиратели СИЗО-2 отвечали: «Не положено». Как отметила Линиза Смедляева, передавать супругу капли в передачах также не разрешили под предлогом того, что «такие у них есть и они дадут». 

Лекарство крымскому татарину так и не выдали.

Жена Абибуллы решила своими силами помочь мужу и попросить окулиста сделать новые очки по старому рецепту. Однако медик заявил, что их можно делать по недавнему обследованию в течение месяца, в то время как крымский татарин был на приеме четыре года назад.

«Он сказал, что супругу нужно обследоваться, так как у него есть вероятность ухудшения зрения, и что только потом можно подобрать очки. Я понимаю, что это очень долгий процесс, так как муж уже не на свободе. И с тем, как к ним там относятся, вряд ли получится пройти обследование в СИЗО. Я попросила врача дать направление на очки по его сломанным. Хоть они могут и не подойти ему, но на какое-то время, может, будет польза, так как он читает и пишет письма в очень плохом освещении», — рассказала Линиза Смедляева.

Она также добавила, что 20 июля получила письмо от мужа, в котором он снова пожаловался на зрение.

«Вдали плохо видит, говорит, что появляется черное пятнышко и, когда смотрит, болят глаза. На суде по видеоконференцсвязи видела, что глаза у него правда красные», — отметила жена политзаключенного.

Кроме того, женщина рассказала о проблеме со свиданиями в СИЗО и неоказании мужу помощи, когда он заболел.

«Следователь не давал разрешение на свидание, когда по закону положено два свидания в месяц. В итоге дали всего одно за пять месяцев и больше не разрешают, и всего один человек мог зайти к моему супругу. Попала я на встречу только с третьей попытки. Сначала нашли "запрещенные предметы" и аннулировали разрешение, сказав, что могу прийти в другой день. Во второй раз отказали из-за того, что поздно приехала. И вот на третьем муж сообщил, что плохо себя чувствует, болит все тело и голова, ему было холодно. На то, мерили ли температуру и дали ли лекарства, ответил, что "никому там ничего не нужно". Никакую медицинскую помощь ему не оказали», — пояснила Линиза Смедляева.

Обыски у пятерых крымских татар — Рустема Мустафаева, Бахтияра Аблаева, Мирзали Тажибаева, Абибуллы Смедляева и Эмира Куртнезирова — прошли 5 февраля. В тот же день трое из них были отправлены в СИЗО-2 Симферополя, на следующий — туда же доставили Тажибаева и Аблаева.

Всем предъявлено обвинение в участии в деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир*.

Родственники обвиняемых утверждают, что при обысках сотрудниками ФСБ им подбросили запрещенные книги и брошюры, при этом протоколы обысков задержанным не оставили.

Партия Хизб ут-Тахрир* была признана террористической в России в 2003 году решением Верховного суда, принятым в закрытом заседании без участия стороны защиты. Правозащитники считают это решение необоснованным, а процессы по таким делам — политически мотивированными.

С начала 2015 года уголовные дела по «делу Хизб ут-Тахрир*» начали массово возбуждаться в Крыму после его аннексии Россией. В Украине партия не запрещена, ее активисты легально проводили массовые мероприятия и участвовали в общественной жизни.

По мнению правозащитников, крымских татар преследуют не за терроризм, а за политическую активность, критику властей и выражение несогласия с российской политикой на полуострове.

 *Организация запрещена в РФ.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний