Участники дела «первой Бахчисарайской группы» вышли на свободу после девяти лет заключения


Политзаключенные из дела «первой Бахчисарайской группы» Хизб ут-Тахрир* Ремзи Меметов, Рустем Абильтаров и Зеври Абсеитов вышли на свободу после отбытия девяти лет заключения.
Адвокаты и родственники встретили крымских мусульман на выходе из колоний. В заключении все еще остается Энвер Мамутов, который отбывает срок в 16 лет и 9 месяцев в ИК-11 Ставрополя.
Там же отбывал срок и Ремзи Меметов. После выхода из колонии он поблагодарил джемаат [народ] за поддержку его, его семьи и всех политзаключенных.
«Не могу найти слов благодарности, донести [их] своему героическому народу, который все это время поддерживал», — добавил Меметов.
Адвокат Эмиль Курбединов, который также приехал встречать крымского татарина к колонии, рассказал, что в этот день всех «переполняет радость».
«Наша мирная борьба за справедливость, чтобы каждый мог справедливо находиться в Крыму, воспитывать детей, находиться в своих семьях, в безопасности, состоит не только из серых и темных дней, но и из радостных дней, как сегодня. Альхамдуллилях [Хвала Аллаху], Ремзи рядом с нами, Иншааллах [если Бог пожелает], сейчас поедем домой. <…> Мы будем отстаивать спокойную справедливую жизнь в Крыму и дальше и будем ждать всех на волю. Еще очень много людей в несправедливости томятся в этих колониях», — отметил Эмиль Курбединов.
Рустем Абильтаров и Зеври Абсеитов освободились из ИК-1 в Ставрополе. Их приехал встречать адвокат Эдем Семедляев.
«Время тянулось медленно, эти годы. Но по воле Всевышнего мы все выдержали. Здоровье, конечно, в этих местах, как говорят, не столь отдаленных, не прибавляется, а ухудшается. Но, Аллага шукур [Слава Богу], мы вышли более-менее со здоровьем», — сказал Абсеитов, также поблагодарив за поддержку весь джемаат.
Рустем Абильтаров в свою очередь добавил, что день освобождения принес «непередаваемые ощущения».
«Столько лет ждали этого освобождения. И по милости Аллаха этот день наступил», — отметил политзаключенный, выразив благодарность всем, кто эти годы поддерживал его и его близких.
Адвокат Эдем Семедляев, что освободившиеся политзаключенные — это «пример для подражания».
«Никто не знает, какие испытания нам Аллах приготовил, но так, как они проходили эти испытания, — это, конечно же, достойный пример. Они никого не предали, не оговорили. С первого дня они не понимали, за что можно добропорядочных людей задерживать, обвинять в таком страшном преступлении, как терроризм, — без оружия, взрывчаток, потерпевших.
Просто из-за книг и разговоров людям дают огромные сроки. <…> Альхамдуллилях, с помощью Аллаха они прошли это испытание. И, конечно же, надеюсь, что в ближайшее время все остальные братья, которые попали под каток репрессий, выйдут. И мы также поедем их встречать и привезем к своим семьям», — рассказал Эдем Семедляев.
Фигурантов дела «первой Бахчисарайской группы», крымских татар предпринимателя Энвера Мамутова, повара Ремзи Меметова, плотника Рустема Абильтарова и стоматолога Зеври Абсеитова задержали 12 мая 2016 года. Им вменили причастность к деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир*, признанной в РФ запрещенной.
В конце декабря 2018 года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил Мамутова к 17 годам колонии с ограничением свободы на срок 1 год и 6 месяцев. Меметов, Абильтаров и Абсеитов получили 9 лет лишения свободы и ограничение свободы сроком на год.
11 июля 2019 года Верховный суд РФ в Москве рассмотрел апелляцию по делу крымских татар и сократил сроки заключения каждому участнику дела на три месяца.
По мнению правозащитников, на протяжении всего следствия не было представлено ни единого доказательства вины и причастности мужчин к террористическим актам или насилию. В основу обвинительного приговора легли показания «секретного свидетеля» и выводы религиоведческой экспертизы, которую сделали специалисты в области культурологии и филологии, не имеющие глубоких познаний в религии и в исламе.
По материалам дела, осужденные не имели при себе оружие, взрывчатку, боеприпасы, не планировали совершать теракт и не призывали к этому других людей. Сторона обвинения также не предоставила доказательств, что фигуранты дела пытались свергнуть конституционный строй Российской Федерации и захватить власть. Материалы дела содержат аудиозаписи с дискуссиями осужденных на религиозные и политические темы.
*Организация запрещена в РФ.