Верховный суд отменил приговор Джемилю Гафарову и прекратил его дело в связи со смертью в СИЗО
Верховный суд России отменил на стадии кассации приговор 61-летнему крымскому политзаключенному Джемилю Гафарову, скончавшемуся в феврале прошлого года в СИЗО-3 Новочеркасска, и прекратил его уголовное дело в связи с его смертью по нереабилитирующим основаниям. Об этом сообщил в своих соцсетях адвокат Рифат Яхин.
Как отметил адвокат Эмиль Курбединов, защищавший другого фигуранта в деле Гафарова, во время рассмотрения кассации Рифат Яхин обратил внимание Верховного суда на то, что приговор умершему крымскому татарину должны были отменить еще на стадии апелляции в сентябре 2023 года, спустя полгода после смерти.
«Как бы ни хотелось апелляционному суду и системе наказать, покарать человека, которого больше нет, системе, которая за полтора года следствия <…> в лице тюремных медкомиссий не признавала опасную болезнь и угрозу жизни инвалида, вынося каждый раз формальные заключения о том, что он может содержаться под стражей, <…> наказать [Джемиля Гафарова] уже не получится», — сказал Яхин в своем выступлении в Верховном суде.
Остальным фигурантам дела — Сервету Газиеву, Алиму Каримову, Сейрану Муртазе и Эрфану Османову, осужденным на 13 лет заключения, — суд оставил приговор без изменений.
Джемиль Гафаров скончался в феврале 2023 года в филиале медчасти №14 в Ростове-на-Дону. Эта медчасть находится под ведомством МСЧ-61 ФСИН России. Смерть наступила спустя несколько дней после того, как Гафарова этапировали из СИЗО-5 Ростова в СИЗО-3 Новочеркасска. Вскрытие показало, что пожилой крымский татарин скончался от острой сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привела атеросклеротическая болезнь сердца. Его обнаружили в полусидячем состоянии на кровати. Джемиль Гафаров издавал хрипы, пульс был слабым, давление — 60/30. Его начали реанимировать, но «положительного результата [эти действия] не принесли», заверяла в своих показаниях начальница филиала Гулякина.
В заключении врачей о смерти также были указаны еще два диагноза: постинфарктный кардиосклероз и фрагментация миокарда. Они развились из-за сердечного приступа, который в ноябре 2022 года в СИЗО перенес Гафаров. С того времени он почти не вставал с кровати и страдал от болей в груди.
Адвокат Эдем Семедляев не раз пытался попасть к Гафарову в больницу, но именно в день смерти пожилого крымского татарина он получил от ведомства отказ перевести уже погибшего Гафарова в платную клинику.
Адвокат Рифат Яхин потребовал привлечь ФСИН к ответственности за гибель Гафарова. В своем обращении в Следственный комитет он подчеркивал, что перемещение Гафарова в таком состоянии «явно угрожало его жизни и здоровью». Однако ведомство отказалось возбуждать дело против врачей МСЧ-61 и главы СИЗО-5 Павла Лазаренко, не найдя в их действиях признаков состава преступления. Лазаренко же заявил, что на момент этапирования «Гафаров жалоб на здоровье не высказывал».
Фото: Крымская солидарность