Рустема Кямилева поместили в спецприемник в Симферополе. Его защитник подал апелляцию
Арестованный на 10 суток по статье о демонстрации экстремистской символики правозащитник и юрист Рустем Кямилев находится в спецприемнике в Симферополе на улице Павленко, 1А. Об этом сообщил адвокат Эдем Семедляев, который представлял его интересы при составлении протокола и в суде первой инстанции. Сегодня утром защитник Кямилева подал апелляционную жалобу в Верховный суд в Крыму.
«Считаю, что при вынесении постановления нарушены нормы административного законодательства. Судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, которые содержат неустранимые противоречия», – уверен Семедляев.
Среди основных из них он указывает отсутствие состава правонарушения и умысла демонстрировать экстремистскую символику.
7 ноября сотрудники Центра по противодействию экстремизму ворвались в дом Рустема Кямилева и его супруги Лили Гемеджи. Они проводили «обследование» по подозрению Кямилева в участии в террористической организации. Однако, как рассказала Лиля Гемеджи, это было лишь поводом для изъятия их техники, так как в рамках административной ответственности изъять электронику силовики не могут.
Полицейские и сотрудники Центра «Э» Руслан Шамбазов и Роман Филатов не давали женщинам одеться. Рустем Кямилев, который, увидев, как оперативники пытаются силой отнять у его супруги телефон, попытался защитить ее. Но его положили лицом в пол, порвав футболку. Сыну Гемеджи и Кямилева пригрозили военкоматом.
В ходе якобы «обследования» силовики изъяли важные документы Лили Гемеджи — папку сертификатов о повышении квалификации, семь писем из Южного окружного военного суда, рабочие блокноты и документы, связанные с адвокатским статусом. В 2023 году, по решению суда, у нее и Рустема Кямилева аннулировали адвокатские лицензии, однако статус адвоката за Гемеджи сохранился. Как она рассказала «Крымской солидарности», изымать такие документы без представителя адвокатской палаты на следственных действиях силовики не имели права.
«Целенаправленно искали документы адвокатского характера. Ордера, письма из судов», — добавила Лиля Гемеджи.
После этого Рустема Кямилева увезли в здание Центра «Э» в Симферополе. На него составили два протокола, не связанные с обследованием: о демонстрации экстремистской символики (часть 1 статьи 20.3 КоАП РФ) и дискредитации ВС РФ (часть 1 статьи 20.3.3).
Так, силовики заявили, что Кямилев сделал репост со страницы «Крымской солидарности» с заметкой о суде над украинским активистом Олегом Приходько, опубликованной в 2020 году. На фото Приходько держал собственный рисунок с нарисованным флагом и трезубцем. По мнению сотрудников ЦПЭ, символика на рисунке принадлежит украинской организации «Правый сектор»*. По этому протоколу Кямилев и получил арест в 10 суток.
Второй протокол оформили из-за репоста видео Григория Явлинского от 2017 года, на котором политик говорит, что события в Сирии и Украине — «это этическая катастрофа для России, которая не забудется еще десятилетия, а может быть, и столетия». В материале также говорилось, что убийства мусульман, испытание военной техники «есть абсолютное зло». И-за этого репоста Рустему Кямилеву назначили штраф в 50 тысяч рублей.
В 2022 году адвокатская палата Чечни лишила статуса защитников Лилю Гемеджи, Рустема Кямилева и Назима Шейхмамбетова. Ранее министр внутренних дел Крыма Павел Каранда потребовал провести проверку адвокатов на «нарушение российского законодательства».
Процедура лишения адвокатского статуса прошла без их участия. Лиле Гемеджи сообщили о заседании всего за сутки.
Ранее юристы длительное время пытались перевестись из чеченской адвокатской палаты в крымскую. В 2020 году Рустем Кямилев отправлял туда уведомления, но получал от нее регулярные отписки, что его заявление не может быть рассмотрено из-за коронавирусных ограничений.
Спустя несколько месяцев комиссия отказала ему в переводе, указав на их «небезупречный статус» в Чечне. Такой же ответ получила Лиля Гемеджи. Задержка с решением Совета адвокатской палаты Крыма в том числе повлияла на лишение адвокатов профессионального статуса. По закону комиссия должна была дать ответ в течение одного месяца.
Лишение лицензий адвокаты считают частью давления правоохранительных органов, которое они оказывают на правозащитников в Крыму с 2016 года. Ему также подвергались адвокаты Эмиль Курбединов, Эдем Семедляев, защитники Эмине Авамилева и Айдер Азаматов.
* Организация запрещена в РФ
Рустем Кямилев. Фото: Крымская солидарность