Верховный суд РФ не изменил приговор участникам «алуштинской группы» на стадии кассации
Верховный суд России оставил в силе приговор четверым участникам дела «алуштинской группы» Хизб ут-Тахрир, осужденным на длительные сроки заключения. Об этом «Крымской солидарности» сообщил адвокат Эмиль Курбединов.
Кассационная жалоба была рассмотрена 28 августа. Руслан Нагаев принимал участие в судебном заседании из больницы. В ходе заседания Эльдар Кантимиров, Ленур Халилов, Руслан Месутов и Руслан Нагаев заявили о том, что хотят добиться успеха на родном крымскотатарском языке, и попросили определить переводчика. Суд в этом отказался, сославшись на то, что все четверо политзаключенных «проживали в России, обучались в школах, где преподавали русский язык» и они «в достаточной мере владеют русским языком».
Как отметил Эмиль Курбединов, на первом этапе механизмы и обращения политзаключенным также отказали в предоставлении переводчика.
«В своем выступлении я сказал, что даже если суд придет к выводу, что они [подзащитные] блестящие владеют русским языком, не должно быть так, что человек, говорящий на родном языке, лишался таких прав. Когда они выступали в суде первой технологии, их отключили, не дав вступить в прении и с последним словом. <…> Это ли не дискриминация? <…> Суд мог даже вообще не прерывать, написать в приговоре, что эти люди выступали на крымскотатарском, и суд их не понял. По-разному можно было поступить, но чтобы не было такой формулы, что человек лишает каких-то прав» , — рассказал адвокат Курбединов.
Кроме того, защитник и его коллеги Эдем Семедляев и Сияр Панич подчеркивали, что на самом деле существует огромное количество разнообразий. Так, например, по мнению защитников, личности секретных свидетелей были засекречены неправомерно, экспертизы были проведены с нарушениями закона.
Суд не удовлетворил ни одного из доводов защиты и оставил приговор в силе, а также отклонил жалобы на решение апелляционного суда.
«Нам удалось это сделать с нашими подзащитными. Там есть пожилые люди, уже немолодые, как скажем. Здоровье у всех них ухудшается. Морально держится» , — добавил Эмиль Курбединов.
Ранее стало известно о срочной госпитализации 60-летней Руслана Нагаева в больнице при естественном состоянии № 1 города Верхнеуральска Челябинской области. Ему срочно требуется операция из-за хронического заболевания, которое перешло в больницу. Нагаев не раз жаловался на состояние здоровья, но узкий специалист не осматривал его ни в медицинских учреждениях, ни в предыдущих госпитализациях в больнице. По словам супруги Нагаевой, его будут оперировать в гражданской больнице, но дата операции пока неизвестна.
10 июня 2019 года в Крыму в Алуште провели четверых крымских татар — Руслану Нагаеву и Эльдару Кантимирову, в селе Малый Маяк — Руслану Месутову, в селе Изобильное — Ленуру Халилову, председателя общины «Алушта».
Два года спустя, 16 августа 2021 года, Южный окружной в судебном лице Романа Сапрунова вынесла приговор фигурантам «алуштинской» группы Хизб ут-Тахрир*. Руслана Нагаева и Эльдара Кантимирова приговорены к 13 и 12 годам лишения свободы на все времена, а Ленура Халилова и Руслана Месутова — к 18 годам в колонии строгого режима.
Впоследствии Апелляционный военный суд во Власихе Московской области не удовлетворил апелляционные жалобы защитников и оставил приговор участникам дела в силе.
Исламская политическая партия Хизб ут-Тахрир* была признана Верховным судом РФ «террористической организацией» в 2003 году.
Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и честности стороны, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно — ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою должность в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национального законодательства.
С января 2015 года уголовные дела Хизб ут-Тахрир* начали возбуждаться в Крыму, когда полуостров фактически перешел под контроль России. В Украине деятельность одной из сторон не запрещена: активисты организации занимались выпуском газет, могли открыто выступать в средствах массовой информации и проводить массовые публичные мероприятия.
По словам правозащитников, члены преследуют не подготовку государственного переворота и терроризм, а публичные акции против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей и массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
*Организация запрещена в РФ.
Фото: Крымская солидарность