Год не видели родных: в Ростове-на-Дону начались слушания по делу «пятой Бахчисарайской группы»
Спустя год после ареста крымскотатарские активисты из Бахчисарая смогли увидеться с родными — сегодня, 26 августа, в Южном окружном военном суде Ростова-на-Дону началось рассмотрение дела «пятой Бахчисарайской группы» по существу. Об этом «Крымской солидарности» рассказали родственницы политзаключенных.
Мать активиста Сейдамета Мустафаева Эсма рассказала, что семьям арестованных не давали видеться с родными целый год в СИЗО-2 Симферополя. Только супруга Эльдара Якубова Айше смогла увидеться с супругом на краткосрочном свидании — и то после восьми месяцев ожидания и нескольких отказов от следователя по особо важным делам УФСБ Виталия Власова.
«Даже положенного свидания мы не получали», — рассказала Эсма Сейдаметова. — «Мы рады, что увидели ребят. Они выглядят хорошо, передавали всем большой селям и были рады увидеть [на заседании] джемаат, что они со своими проблемами не одни и никто в стороне [от их проблем] не остался».
По словам адвоката Эдема Семедляева, на заседании прокурор около двух часов зачитывал обвинительное заключение. На просьбу судьи сократить свое выступление гособвинитель не отреагировал и прочел документ «от корки до корки», добавил адвокат.
Также все шесть участников дела заявили в суде, что виновными себя не считают и преступлений, в которых их обвиняют, они не совершали. По словам Эдема Семедляева, сегодняшнее заседание не было первым. Его должны были провести 12 августа, но тогда в суд из СИЗО-1 Ростова-на-Дону не доставили Ремзи Ниметулаева. Причину недоставки в суде не огласили.
24 августа 2023 года в четыре утра сотрудники ФСБ ворвались в дома шестерых крымских татар из Бахчисарая — Сейдамета Мустафаева, Эльдара Якубова, Абдулмеджита Сейтумерова, Руслана Асанова, Аметхана Умерова и Ремзи Ниметулаева.
Пятеро мужчин — гражданские активисты и многодетные отцы, а у Сейтумерова незадолго до ареста родился ребенок. Абдулмеджит — родной брат двух политзаключенных из Бахчисарая Османа и Сейтумера Сейтумеровых, арестованных в марте 2020 года и приговоренных к 17 и 14 годам лишения свободы.
Всех шестерых бахчисарайских активистов не раз задерживали на акциях в поддержку других арестованных крымских татар. Ниметулаева и Мустафаева арестовывали на несколько суток.
Якубова судили за нарушение общественного порядка из-за массового посещения граждан — ему назначили штраф в 10 тысяч рублей. Умерова судили по этой же статье и по статье о невыполнении правил при ЧС или угрозе их возникновения. Несколько суток он провел в спецприемнике, ему были назначены штрафы. На этот раз их обвинили в «участии и организации деятельности террористической организации». Фигурантам дела грозит до 20 лет лишения свободы.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Фото: Крымская солидарность.