Раима Айвазова, осужденного на 17 лет заключения, этапировали в Архангельскую область
Политзаключенного из «второй Симферопольской группы» дела Хизб ут-Тахрир, активиста Раима Айвазова, осужденного на 17 лет лишения свободы, этапировали из тюрьмы Димитровграда Ульяновской области в ИК-21 Архангельской области. Об этом он сообщил супруге Мавиле Айвазовой по телефону — по тюремной связи «Зонателеком».
Крымский татарин рассказал супруге, что этап был долгим. Из тюрьмы его вывезли в Ульяновское СИЗО, в котором он находился девять дней. Он ехал через Казань, Пермь, Ярославль.
«К сожалению мой супруг сейчас еще дальше от дома. Как только его этапировали в тюрьму, я сразу написала заявление с просьбой, чтобы Раим отбывал срок поближе к дому, но мне пришел отрицательный ответ», — делится Мавиле.
Во время этапа у политузника умер отец. Раиму Айвазову было тяжело принять новость о его смерти.
«Когда умер Раима отец, супруг был на этапе. Ему было тяжело принять тот факт, что отца больше нет в живых», — рассказывает супруга политузника.
27 марта 2019 года в Крыму проходили самые массовые обыски в домах крымских мусульман за последние десятилетия. Следственные действия проводили в Каменке, Строгановке, Белом – это поселки, в которых преимущественно живут крымские татары. На местах работали сотрудники ФСБ, ОМОНА, Росгвардии, полиции, ДПС.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных.
10 марта 2022 года Южный окружной военный суд вынес обвинительный приговор в отношении пятерых крымских татар. Правозащитника Ризу Изетова и гражданского журналиста Ремзи Бекирова приговорили к 19 годам заключения, активистам «Крымской солидарности» Фарходу Базарову, Раиму Айвазову и Шабану Умерову - 15, 17 и 18 лет лишения свободы соответственно.
28 марта 2023 года Апелляционный военный суд оставил в силе приговор Южного окружного военного суда.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий.
25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвинялись в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.
Джемиль Гафаров — скончался 10 февраля 2023 года в СИЗО-3 Новочеркасска УФСИН России по Ростовской области. Вскрытие показало, что смерть наступила от острой сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привела атеросклеротическая болезнь сердца. Политзаключенный умер спустя несколько дней этапа в Новочеркасск. Рифат Яхин в своем обращении в Следственный комитет подчеркнул, что перемещение Гафарова в таком состоянии «явно угрожало его жизни и здоровью».
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании.
Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле.
При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешел под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Фото: Крымская солидарность