Айдера Джаппарова этапировали из тюрьмы в Челябинской области в колонию в Архангельской
Осужденный на 17 лет заключения муедзин из Белогорского района Крыма Айдер Джаппаров прибыл в исправительную колонию №5 в городе Коряжма Архангельской области. Об этом «Крымской солидарности» сообщила его супруга Маргарита Джаппарова.
Ранее политзаключенный содержался в тюрьме Верхнеуральска Челябинской области. По приговору он должен был провести в тюрьме три года. Как рассказывала супруга Айдера Маргарита, начальник тюрьмы Верхнеуральска еще в июне 2022 года «не хотел принимать» политзаключенного, потому что тот уже отсидел в СИЗО три года и его должны были сразу этапировать в колонию. Но произошло это только сейчас, спустя два года.
В феврале этого года из-за онкологического заболевания скончался сын Айдера и Маргариты Абдуллах Джаппаров. Ему было 13 лет. Отец не смог похоронить своего сына и попрощаться с ним.
Айдера Джеппарова, Энвера Омерова и его сына Ризу задержали 10 июня 2019 года. В январе 2021 года Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону признал Энвера Омерова виновным в организации террористической организации Хизб ут-Тахрир*, Ризу и Айдера — в участии в ней. Энверу Омерову назначили 18 лет лишения свободы, Ризе Омерову — 13 лет. Оба должны были провести в тюрьме первые три года срока.
10 марта 2022 года апелляционный военный суд во Власихе подтвердил решение первой инстанции. В ноябре 2023 года кассационный суд также не изменил приговор фигурантам «белогорской» группы Хизб ут-Тахрир*.
Адвокаты отмечали, что в суде первой инстанции и апелляционном суде свидетели по этому уголовному делу были допрошены «с грубейшим нарушением уголовного закона» — их личности безосновательно засекретили, а следствие и обвинение ни разу не представили весомых доказательств, почему это было необходимо. Участники дела называли свое преследование «звеном в большой цепи преследования крымских татар по национальному и религиозному признаку».
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой призвал Россию освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов «белогорской» группы. Правозащитники в Украине и России признали их политическими заключенными и потребовал их немедленного освобождения.
*Организация запрещена в РФ