Политзаключенных из Джанкоя поместили в психиатрическую больницу для проведения экспертизы
Крымскотатарских политзаключенных из Джанкоя Энвера Халиллаева, активиста Арсена Кашка и имама мечети в селе Лобаново Вахида Мустафаева отправили на принудительную судебно-психиатрическую экспертизу в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу в Симферополе. Об этом «Крымской солидарности» сообщил адвокат Эмиль Курбединов.
Защитник заявил, что психиатрическая экспертиза «не является обязательной процедурой для данной категории дел согласно уголовно-процессуального законодательства». Он считает это способом давления на арестованных по политически мотивированным уголовным делам.
«Во-первых, это обусловлено тем, что ФСБ в делах по терроризму пытается по максимуму «впихнуть» все, что можно, в том числе такие экспертизы — за неимением каких-то железных доказательств вины наших подзащитных. Во-вторых, это такой подход, авось кто-нибудь захочет «косить» под сумасшедшего, хотя никогда таких поводов не было. В третьих, это опасная тенденция. Сегодня это просто «накат» практики помещения людей без законных оснований в психиатрическую больницу, а завтра никто не застрахован от применения медицинских препаратов», — считает защитник.
Утром 5 марта 2024 года в Бахчисарайском и Джанкойском районах Крыма силовики провели обыск у 10 крымских татар. В тот же день суд избрал меру пресечения четверым из них — крымскотатарским активистам Мемету Люманову, Азизу Азизову, Рустему Османову и Мустафе Абдураманову. Их отправили в СИЗО №2 до 4 мая 2024 года. Всем десятерым арестованным вменяют участие в запрещенной на территории РФ исламской партии «Хизб ут-Тахрир». Многие из задержанных — отцы в многодетных семьях.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании.
Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ.
Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.