Дата публикации: 08/05/2024

Крымский вуз представил два противоречащих друг другу доказательства по делу Эмиля Курбединова

Администрация Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ) представила два взаимоисключающих друг друга доказательства о том, как пост Эмиля Курбединова о незаконном призыве студентов с отсрочкой отразился на учебном процессе. Об этом «Крымской солидарности» рассказали юрист Лиля Гемеджи и сам Эмиль Курбединов.

В первом ответе на запрос Мирового суда Симферополя, который 25 апреля выслала первый проректор Анжелика Лучинкина, говорится, что после публикации поста в телеграм-канале «КЭМска волость» для получения повесток в военкомат, которые призывникам, по закону, имеет право вручать вуз, не прибыли 34 студента, что «значительно превысило количество не прибывших в предыдущие призывы и призыв весны 2024 года». Юрист Лиля Гемеджи отметила, что у студентов нет такой обязанности — самостоятельно являться за повестками. Также неясно, почему Лучинкина сравнивает показатели 2023 года с еще не закончившимся весенним призывом этого года, — об этом в документе не говорится.

После этого письма, спустя чуть больше недели, был подготовлен еще один ответ от вуза за подписью ректора Чингиза Якубова. В письме, как подчеркнула Гемеджи, содержатся абсолютно другие данные. Там говорится, что за 2023 год около 30% учащихся, которым вуз должен был передать повестки, отказывались их получать и идти в военкомат. По версии вуза, якобы из-за поста в канале «КЭМска волость» о том, что военкоматы призывают студентов даже с отсрочкой.

«В последующем учащиеся, не явившиеся в военкомат по повестке, были привлечены к установленной законом ответственности. Распространение указанных сведений [о незаконном призыве студентов с отсрочкой] оказало негативное влияние на учебный процесс вуза, в том числа в части ведения воинского учета, а также на призывную кампанию», — написал Якубов.

Лиля Гемеджи отметила, что вуз не представил никаких доказательств этого «негативного влияния». В том числе администрация заявляет, что это влияние сказалось и на всей призывной кампании по стране.

«С учетом числа студентов и озвученных цифр Минобороны в рамках призывной кампании это [число не пришедших в военкомат студентов] составляет 0,002% от всех призывников. Такой отказ от повесток никак не мог повлиять на призывную кампанию», — добавила Лиля Гемеджи.

Суд также назначил лингвистическую экспертизу данного поста. Однако сторону защиты смутил выбор экспертной организации, которая будет проводить исследование, и ее специалистов, так как их заключения не раз критиковали крымскотатарские правозащитники, работая с уголовными и административными делами.

«Мы попросили выполнить исследование в независимых организациях, которые не находятся на территории Крыма, но суд отклонил это предложение. Мы [адвокатское сообщество], мягко говоря, критически высказывались по поводу заключений [экспертов этой организации] и их квалификация не является соответствующей. Мы будем заявлять отвод эксперту и предъявлять иные ходатайства», — подчеркнул Эмиль Курбединов.

15 февраля крымскотатарского адвоката Эмиля Курбединова задержали и увезли в Центр «Э» за пост в телеграм-канале, где он публикует свои наблюдения о том, что происходит в Крыму.

«Учащимся, у которых есть отсрочка от призыва, присылают повестки в военкомат на комиссию. А потом бывают случаи, когда ребята не успевают даже диплом получить — [их] забирают в армию», — говорилось в посте от 14 июля 2023 года.

Протокол на Курбединова составил сотрудник Центра «Э» Роман Филатов, который активно участвует в преследовании крымскотатарских правозащитников. Он обвинил адвоката в распространении «заведомо недостоверной общественно-значимой информации под видом достоверных сообщений», которое «создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности».

С протоколом адвокат не согласен. Он заявил, что то, в чем его обвинили, — «это полнейшая чушь».

«Я много размещал и буду размещать в соцсетях информацию о фактах нарушения прав граждан. За это меня не могут привлекать к ответственности как адвоката. Эта информация является абсолютно достоверной, иначе я бы ее не размещал», — заявил правозащитник.

Он также добавил, что сотрудники ЦПЭ «высосали обвинение из пальца» и что этот инцидент — «очередная попытка давления силовиков на адвокатов в Крыму». В том числе за те дела, которые сейчас находятся у Курбединова в производстве.

«Я прекрасно знаю, за что в отместку было возбуждено на меня это [административное] дело», — отметил адвокат.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний