Суд оставил крымскотатарских активистов из «шестой Бахчисарайской группы» под стражей
Киевский районный суд Симферополя удовлетворил ходатайство следователя ФСБ о продлении меры пресечения крымскотатарским активистам из «шестой Бахчисарайской группы» по делу Хизб ут-Тахрир* — Мемету Люманову, Азизу Азизову, Рустему Османову и Мустафе Абдураманову. Они останутся в СИЗО до 2 августа этого года.
Как рассказал «Крымской солидарности», защитник Азизова Алексей Ладин, сейчас его подзащитный находится в стационаре на психолого-психиатрической экспертизе. Правозащитники, работающие по делам крымских татар, обвиняемых в терроризме, отмечали, что такая экспертиза часто проводится в принудительном порядке с целью оказания давления. Если у человека нет патологий, помещать его в стационар нет никакой необходимости, считают они.
Ладин заявил, что считает помещение Азиза Азизова в больницу незаконным и будет это обжаловать. О состоянии здоровья крымского татарина пока ничего неизвестно, скоро адвокат навестит его.
Заседание прошло в закрытом режиме. Суд закрыл процесс, потому что якобы «имеется угроза жизни и здоровью участникам процесса, свидетелям и их родственникам».Все, о чем мог рассказать Алексей Ладин, это то, что суд в очередной раз проигнорировал доводы защиты и встал на сторону следствия.
Утром 5 марта в Бахчисарайском и Джанкойском районах Крыма силовики провели обыск у 10 крымских татар. В тот же день суд избрал меру пресечения четверым из них — крымскотатарским активистам Мемету Люманову, Азизу Азизову, Рустему Османову и Мустафе Абдураманову. Их отправили в СИЗО №2 до 4 мая 2024 года.
Позже суд отправил в СИЗО задержанных жителей Джанкоя и Джанкойского района — Энвера Халиллаева, Наримана Аметова, Али Мамутова, имама мечети села Лобаново Вахида Мустафаева и активиста Арсена Кашка. Бывшего имама Ремзи Куртнезирова из-за многочисленных болезней отправили под домашний арест. Всем десятерым арестованным вменяют участие в запрещенной на территории РФ исламской партии Хизб ут-Тахрир*. Многие из задержанных — отцы в многодетных семьях.
После задержания их поместили в СИЗО, где, как отмечал адвокат Эдем Семедляев, политзаключенные находятся в «очень суровых» условиях, близких к тюремным.
«Вина наших подзащитных еще не доказана, они только обвиняемые, но с первого дня в СИЗО к ним относятся как к злостным преступникам», — рассказал Семедляев.
Также одного из участников дела, Мемета Люманова, ограничивают в общении с семьей. Он сообщал, что он получил всего одно письмо от своей супруги, хотя она отправила ему пять. По предположению Эдема Семедляева, они либо не прошли цензуру, либо таким образом на крымского татарина пытаются давить, не давая общаться с родными.
*Организация запрещена в РФ