Дата публикации: 07/02/2024

«На нас повесили ярлык». Последнее слово Рустема Шейхалиева в апелляционном суде

1 февраля 2024 года в Апелляционном военном суде городского округа Власиха выступил с последним словом предприниматель и гражданский журналист Рустем Шейхалиев. 24 ноября 2022 года Южный окружной военный суд приговорил политзаключенного из «второй Симферопольской группы» к 14 годам заключения. Мы публикуем его речь полностью.

«С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Я, Шейхалиев Рустем Динарович, родился 22 июня 1979 года в Средней Азии, в местах ссылки, куда в 44-м году прошлого века во время депортации был выслан в результате агрессии мой многострадальный крымскотатарский народ.

Хотел бы вступление сделать из небольшой брошюры, изданной в Москве в 2015 году.

Поистине, вся власть принадлежит Аллаху. Его мы прославляем, Его мы просим о помощи, прощении, приносим Ему покаяния и ищем у Него защиты от зла наших душ, от наших дурных дел. Кого Аллах ведет прямым путем, того никто не введёт в заблуждение. А кого Он введёт в заблуждение, того никто не поставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он даровал нам совершенную религию и привел нас к ней прямым путем. И свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник, которого Он послал к людям с совершенным руководством добрым вестником, предостерегающим увещевателем, призывающим к религии Аллаха с Его дозволения, и сияющим светочем. Он донес послание. Выполнил возложенную на него миссию. Он наставлял свою общину и заботился о ней. Он наставлял на ясное на черном пути. И отклоняется от этого пути только пропащий. Да благословит Аллах его самого, членов его семьи, его сподвижников, а также всех, кто последовал за ним в благодеянии до самого Судного дня.

Я являюсь крымским татарином, гражданским журналистом, мусульманином по вероисповеданию, гражданином Украины. Политзаключенным. Так нас видит и признает весь мир в своих многочисленных резолюциях. Хотя вы не хотите это признавать и приобщать к материалам дела. В этих международных резолюциях и декларациях к нам применяется 4 Женевская конвенция, на которую мы с первого дня ареста обращаем всеобщее внимание всех инстанций мира.

Хотел немножко о своей жизни.

Каждое утро на протяжении более 10 с лишним лет, проснувшись, совершив намаз (поклонение Господу миров), я отправлялся на работу, где трудился более 20 лет своей жизни, добывая честным путём пропитание для своей семьи. В один из дней, как обычно придя домой, завершив все свои дела, обратив внимание, что уже поздно, улегся спать, вследствие чего не смог вовремя проснуться, как это я делаю в последние дни - в 5 часов утра для того, чтобы совершить омовение, помолиться и отправиться на работу. А разбудил меня шум и громкие стуки. Открыв глаза, я понял, что в дверь нашей спальни стучат. Открыв дверь, я увидел сына, который говорит, что к нам кто-то стучится. В этот момент я понял, что стук во все окна и дверь с недоброжелательной настойчивостью производят незваные гости, ставшие нормой жизни в Крыму в последние дни. Зная об обысках и арестах в Крыму, я поспешил к выходу для того, чтобы узнать, кто пришел в такую рань, при этом понимая, что в случае, если я не открою дверь, меня ждет история моего друга Рустема Исмаилова, которого незаконно задержали и огульно обвинили в 2016 г., при задержании которого зверски вывернули входную дверь, которую впоследствии пришлось за свой счёт восстанавливать. В моём же случае, входная дверь в дом была пластиковая, а рядом окно, которое выломав, они также могли попасть ко мне домой, так как входную дверь без спецсредств они открыть не могли. По причине всего этого, не зная что происходит снаружи, я поспешил побыстрее одеться и выйти. Мой старший сын последовал за мной. Переступив через порог я увидел, что их много и, кроме одного, все в масках. В ту же минуту слышу крики, как в американских фильмах-боевиках: «Руки вверх! Руки назад!» Обернувшись, говорю: «Вы определитесь, назад или вверх, что делать?» С точки зрения гражданского журналиста наблюдаю такую картину: большая профессиональная видеокамера, один из незваных гостей ведет видеосъемку; двое автоматчиков, наведя автомат на меня, стоят, ожидая команду; ещё один без оружия и ещё один без маски говорит, обращаясь ко мне: «Увидел, что ты адекватный парень», а я в ответ: «У меня сыновья молодые, оба спортом занимаются, давайте я скажу, чтобы зашли в одну комнату..»

И в следующее мгновение я воочию увидел и почувствовал как грязный сапог репрессивной системы зашагал по моему дому, выискивая то, чего у меня и в помине не было никогда. Супруга с тремя несовершеннолетними детьми находилась в кухне. Мне начали говорить, что у меня обыск и якобы у них есть какие-то бумаги. В свою очередь я ничего не читал и ничего не подписывал, на тот момент не совсем понимая что происходит. Хотя, оказывается, в это время мой адвокат Авамилева Эмине-ханум уже находилась за дверью у моего дома, которую они так и не впустили до окончания своих следственных мероприятий. Они пошли по комнатам, роясь в вещах и все переворачивая, ведя меня за собой, забирая книги, которые были в свободной продаже. Коран на русском языке Кулиева всё равно изъяли, несмотря на то, что никакого запрета на него не было и когда я говорил: «Вы серьёзно?», они, то ли с усмешкой, то ли всерьёз отвечали: «Изымай!». И говорили, что это запрещенная литература. Забрали российские паспорта и загранпаспорт гражданина Украины, два моих телефона и планшет, а также планшет, на котором дети смотрели мультики и, к моему удивлению, телефон сына и жены. На моё предложение надеть бахилы не реагировали. Помимо служивых ещё были понятые, которые также были в обуви, но они отреагировали и сняли обувь. Дошли до комнаты дочери, я говорю: «Что, не видите? Вокруг всё розовое, это комната дочери, имейте человечность, наденьте на обувь пакеты». Лишь только тогда отреагировали. Следователь язвил, задавая в процессе обыска вопросы и всё это происходило без присутствия адвоката. Позже я узнал, что при Украине он был сотрудником СБУ, который дал присягу одному государству, изменил и дал присягу другому, не понимая, что он является расходным материалом, прислуживая хозяину с полной отдачей. Этот госслужитель до такой степени заигрался в честного чекиста, патриота, верного слугу системы, что на мою просьбу помолиться Господу, так как заканчивается время утренней молитвы, говорил, что после окончания обыска мне предоставят такую возможность, на что я говорил, что у каждой молитвы своё время. Впоследствии я узнал имя этого изменника родины - Громашов. Этот человек, понимающий и отдающий себе отчёт в своих действиях, разбирающийся в вопросах намаза, так как он уже был следователем у других ребят, которых также огульно обвинили и посадили в тюрьмы, «состряпавший» не одно уголовное дело против мусульман Крыма, умышленно не дал мне совершить молитву.

Боковым зрением я обратил внимание на коллегу следователя, который переключился на телефон, в котором я слышал знакомые мне звуки. Это были звуки Крымской солидарности, где мой народ под воротами, на перекрёстке улицы собрался со словами поддержки. Заметив мой взгляд, резко отдалился к другому краю комнаты и поняв, что я понимаю что там происходит, уменьшил звук прямого эфира. По окончании обыска мне удалось обновить омовение и совершить утреннюю молитву, которую я прочитал как пропущенную. Завершив молитву, я обращаюсь к следователю и говорю:

- Я буду жаловаться!

- Жалуйтесь, отвечает он.

- Я буду жаловаться! - Жалуйтесь.

Я сказал, что он не понял и, что в Судный день я буду жаловаться Господу миров на него.

Жена сварила кофе, дочь поднесла мне, сидящему на скамейке при входе в дом, поднос, на котором чашечка с кофе на блюдце и маленький шоколад сникерс. Дочь – моя любимица, держалась молодцом, не показав своих слёз, показав лишь уверенность и указывая на беззаконие, поддержав в трудный момент свою мать. Я оделся как обычно на работу: спортивный костюм, кепка, кроссовки, бросил в карман спазмалгон и цитрамон и меня вывели. С порога я увидел, что на перекрёстке у моего дома находится очень много людей, которые приехали поддержать меня и моих родных со всех сторон Крыма. Это был мой любимый джемаат, и в горе и в радости. Машину, в которую меня сажали, вплотную подогнали к двери дома, это был большой бус, а вокруг меня было большое количество охраняющих спецподразделений.

Ещё я хотел бы сказать, что с первых дней наших арестов на нас повесили ярлык террористов, хотя, когда на сегодняшний день в СМИ мы видим как задерживают людей, якобы террористов и агентов.. Как там на самом деле, я не знаю, но у них находят большое количество оружия, взрывчатку и т.д. Но тем не менее их называют экстремистами. А нас, не найдя в наших домах ничего помимо литературы, которую изымали, но которая на самом деле дозволена и доступна в продаже, несмотря ни на что называют террористами. Хотя если посмотреть на все это объективно, ни к терроризму, ни к экстремизму мы отношения не имеем.

Также я обратил внимание, что весь квартал оцеплен и у дома моего соседа Сейтабдиева Сейтвели много вооруженных людей, а напротив меня стоял автобус, в котором находился Сейтвели. Об этом я узнал впоследствии. И в один момент две машины помчались в сторону города с большим количеством сопровождения, оставляя за спиной множество собравшихся знакомых, гражданских журналистов, соседей, которым была небезразлична судьба моей семьи и меня.

Также хотел сказать, что много-много лет назад, в 1993 году, будучи тринадцатилетним подростком я, собрав свои вещи, вернулся в Крым, оставив своих родных в Узбекистане - там, где я родился и где мы проживали на момент высылки. Один, без никого выехал в направлении Крыма, так как там уже жили возвратившиеся из ссылки мои бабушки и дедушки, которые были депортированы в 1944 году, когда мой дед воевал за Советский Союз против агрессора, как и другие крымские татары отдавали свои жизни на фронте против гитлеризма. И этот крымскотатарский народ был огульно обвинен так же, как на сегодняшний день нас огульно обвинили в терроризме.

И спустя много лет повторяется вот эта жестокая несправедливость, которая повлекла за собой ужасные последствия в отношении крымскотатарского народа. Когда мой дед на тот момент воевал и получил два осколочных ранения и третье осколочное ранение в затылок, воевал на тот момент за родину, за Советский Союз, а в это время его родных и весь крымскотатарский народ огульно обвинили и депортировали - выгнали из Крыма. Моя бабушка попала на тот момент на Урал, где в неполных 14 лет работала на лесоповале и вот этот ребенок валил лес. И ей разрешали забрать одно бревно, которое она притаскивала в барак, где жили четыре семьи, чтобы растопить, приготовить еду и обогреться. Вот эти мои родственники спустя много лет наконец вернулись на свою родину, в Крым. И тот же самый путь проделал я. Покинув Узбекистан, я приехал в Крым на родину своих предков. И в момент моего задержания я жил в микрорайоне Каменка, не переезжая никуда с момента моего приезда до задержания, когда история повторилась.

Характеристика, которую дали соседи, на работе и все остальные окружающие.

Я создал семью в 2000 году и на момент ареста у меня было трое несовершеннолетних детей. Также хотел сказать о том, что на нас вешают ярлык террориста, а мы являемся крымскими татарами мусульманами. И я человек около двадцати лет совершающий пятикратный намаз, поклоняющийся Единому Господу, хотел бы добавить к этим словам.

Осознание существования Творца ведёт к размышлению человека над фундаментальными вопросами жизни.. в получении ответов на важнейшие вопросы. Откуда я пришел в этот мир? Для чего? И что меня ожидает после смерти?

Соответственно для решения этого вопроса Творец по своей воле определяет избранника из числа людей, на которого возлагает миссию пророка и посланника. В Исламе таким пророком и посланником является Мухаммад, салляллаху алейхи уа саллям. Он родился в 571 году. Уроженец города Мекки на территории Саудовской Аравии. Посредством посланника Мухаммада (сас) Господь Миров передал всему человечеству свое окончательное послание. Таким образом, пророк Мухаммад и Священный Коран неразрывны как разъясняющие, дополняющие любую основу Ислама. После веры в Аллаха - Господа миров, мы, мусульмане всего мира, верим в это, в эти основы. Признаем их божественную истинность, принимаем для своей жизни все принесенные пророком Мухаммадом принципы, законы и критерии. Мы с верой и желанием подчиняемся и соблюдаем их в своей повседневной жизни. Даже без каких-либо мер наказаний. Ибо мы страшимся Судного дня. Кто бы что ни говорил, но Ислам владеет политической системой для жизни общества и она полностью пригодна для любых народов и всего человечества.

Ибо закон Ислама – это закон для людей, для решения проблем человека вне зависимости от их расы, национальности и конфессии, для человека, живущего в социуме и нуждающегося в правильном решении этих проблем. Вышесказанное имеет именно такое суждение, которое является причиной предъявленного обвинения, поскольку именно такое суждение признано посягательством на общественную и государственную безопасность РФ. Ущербность предъявленного обвинения заключается в том, что подобный дискурс остается неизвестным для народов России, а сами представители власти в лице органов безопасности не способны адекватно это оценивать.

Также хочу добавить, что как бы не пытался гособвинитель представить нас угрозой для безопасности государства, завуалировать подобные безответственные обвинения используя ярлыки и штампы и отделить нас от нашего народа, говоря на публику, что «мы не с крымскими татарами боремся, не с мусульманами, а с террористами», то могу заверить вас всех, что время наивных доверчивых крымских татар, как впрочем и не только крымских татар, уже прошло. Для всех уже давно понятно, что обвинения, предъявляемые в таких формулировках характеризуют собой не только лживость, но и неприкрытая ненависть и злоба к мусульманам и Исламу в целом.

Также, хотелось напомнить участникам процесса о том, что если один человек поступит несправедливо по отношению к другому человеку, то Господь непременно развернет эту несправедливость по отношению к нему самому.

Ибо Господь – Всезнающий, Всеслышащий, Всевидящий. Он ведает даже о самом сокровенном, что находится в сердцах. Я глубоко убеждён в том, что справедливость в конце концов непременно восторжествует, если не на этом суде, то на Суде Господнем.

Также хотел передать слова благодарности всем тем, кто поддерживает всех как политзаключенных узников Кремля, также и наши семьи. Большую благодарность хочу передать всем своим омбудсменам. Также выразить свою огромную благодарность всем адвокатам, которые на протяжении практически 5 лет поддерживают не только меня, но и всех других. И также благодарность непосредственно Лиле-тата и Эмине-Ханум за ту поддержку, которую Эмине-ханум с первых дней проявляет ко мне. Этого человека я считаю как своего родного за ту поддержку, которую она как человек и адвокат проявила ко мне. Я её вспоминаю постоянно в своих молитвах, а также всех адвокатов и весь крымскотатарский народ. Также хотел бы проявить благодарность всем тем, кто пишет письма и всем тем, кто неравнодушен и посылают посылки, делают передачки несмотря на большое количество километров, которые нас разделяют и в холодную зимнюю пору привозят нам эти продукты питания. Я всем благодарен, да воздаст Аллах – Господь миров всем вам как в этом мире, так и в будущем. Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!»

Рустем Шейхалиев в зале Южного окружного военного суда в Ростове-на-Дону. Фото: архив "Крымской солидарности"

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний