Суд оштрафовал независимую мусульманскую общину «Алушта» на 100 тысяч рублей
Алуштинский городской суд оштрафовал независимую мусульманскую общину «Алушта» на 100 тысяч рублей за хранение книг исламских богословов в помещении городской мечети. В ноябре сразу несколько членов общины подверглись административному преследованию, а имам мечети, Юсуф Аширов, провел под арестом двое суток, сообщил юрист Рустем Кямилев.
По версии сотрудников крымского Центра по противодействию экстремизму, мусульманская община «допустила хранение экстремистских материалов», внесенных в соответствующий федеральный список. Эти книги якобы предназначались для массового распространения. Речь идет о пяти изданиях: книгах «Ислам, Вера, Поклонение» Османа Нури Топбаш, «Ценность Зикра», «Пророк Мухаммед-2», «История Халифата» Абу Бакр ас-Сыддик, «История Халифата» Али ибн Абу Талиб.
Как отметил юрист Рустем Кямилев, протокол по статье о производстве и распространении экстремистских материалов (статья 20.29 КоАП РФ) составили только 30 ноября — спустя неделю после обыска в мечети, когда в ней изъяли книги. В этот же протокол вошли издания, которые 30 ноября отняли у председателя общины «Алушта» Абдула Гафарова. Он утверждает, что часть этих книг вообще не находилась в мечети, а была изъята через неделю — во время обыска в его доме.
«Я рассматриваю [этот штраф] как продолжающееся давление на нашу религиозную общину», — добавил Абдул Гафаров.
Оперативник Центра по противодействию экстремизму Роман Филатов, составивший протокол, в свою очередь утверждает, что книги изъяли 23 ноября 2023 года из деревянного шкафа в здании мечети. В этот день, сразу после обыска у имама мечети Юсуфа Аширова, силовики направились в «Юкъары Джами» (Верхняя мечеть) для проведения «оперативно-розыскных мероприятий».
23 ноября Алуштинский городской суд назначил имаму Юсуфу Аширову двое суток ареста. Полицейские заявили, что он якобы матерился, и составили на него протокол — о мелком хулиганстве (статья 20.1 КоАП РФ). Имам использование нецензурной брани отрицает.
30 ноября в доме председателя независимой мусульманской общины «Алушта» Абдула Гафарова оперативники Центра «Э» под руководством начальника отдела Руслана Шамбазова провели обыск. На крымского мусульманина составили административный протокол по статье о массовом распространении экстремистских материалов (статья 20.29 КоАП РФ).
«Мы не распространяем эту литературу. Книги хранились по одному экземпляру. Когда ранее к нам с проверками приходила прокуратура, они [сотрудники надзорных органов] осмотрели все книги, и мы убрали все, что входило в перечень. Поэтому мы не согласны с этим постановлением», — заявил Абдул Гафаров.
Мусульманская община «Алушта» не в первый раз подвергается давлению. Несколько ее членов уже арестованы на длительные сроки заключения и этапированы в Россию, Аширова дважды штрафовали за «незаконную миссионерскую деятельность», общину — за «немаркированную» литературу. В здании мечети не раз проводились обыски. Местное население оказалось несогласно с этим и настоятельно требовало, чтобы Аширов продолжал проводить молитвы и обряды.
Адвокаты Рустем Кямилев и Сергей Заец, являющийся основателем проекта JustCraft ,подали жалобы по делу мусульманской религиозной общины «Алушта» и ее имама в ЕСПЧ. Они обжаловали решение Алуштинского мирового суда о взыскании штрафа с мусульманской религиозной общины за «немаркированную» литературу и решение по административному делу имама Юсуфа Аширова за «незаконную миссионерскую деятельность» по статье 9 Европейской конвенции о защите свободы совести и религии.
Адвокат Сергей Заец пояснил, что мусульманская религиозная община «Алушта» пользуется помещением мечети «Юкъары джами» с 95-го года и всегда была автономной, однако после 2014 года власти решили передать ее духовному управлению мусульман Крыма. С ним у общины «сложные отношения», так как муфтият хочет назначать своих имамов и исповедовать собственные порядки. Община же добивается независимости, особенно в нынешней ситуации, когда муфтият находится в тесной коллаборации с органами государственной власти и спецслужбами.
Защитник Рустем Кямилев отмечает, что имам Юсуф Аширов работает с момента основания общины, а с 1995 года его неоднократно избирало местное население. После 2014 года общину в Алуште перерегистрировали, и она осталась автономной.