Дата публикации: 06/12/2023

Активисту Яшару Шихаметову стало плохо в суде — его унесли из зала на носилках

Крымский активист Яшар Шихаметов, осужденный на 11 лет лишения свободы по делу Хизб ут-Тахрир, пожаловался на плохое самочувствие на заседании апелляционного суда во Власихе. Из-за серьезных проблем со спиной его унесли из зала на носилках. Об этом «Крымской солидарности» рассказал его адвокат Алексей Ладин.

После осмотра медработником Шихаметова занесли назад. Врач сказал, что крымский татарин якобы может участвовать в судебном заседании дальше. Перед заседанием пожилой политзаключенный пожаловался адвокату, что у него усиливаются боли в сердце и почках. Необходимые лекарства ему дают, но они не помогают.

Суд оставил приговор Шихаметову без изменений. Сторона защиты настаивала, что нужно рассекретить свидетелей по делу и признать их показания недопустимыми. Суд это делать отказался.

«Ответы на вопросы стороны обвинения были стандартными, а вот на вопросы стороны защиты свидетели отвечали: «Не помню». Нам очевидно, что секретные свидетели не были знакомы с Шихаметовым, по ряду объективных причин. Они утверждают, что два года ходили к нему в кафе, но название, которое было метровыми буквами написано на входе, они не помнят», — прокомментировал Алексей Ладин.

Шихаметов также заявлял два отвода — прокурору и судейской коллегии из-за тенденциозности рассмотрения дела. Ему отказали и в предоставлении переводчика.

«Он постоянно говорит о том, что часть того, что говорят, он не понимает. Это было видно по ходу судебного процесса», — добавил адвокат Ладин.

17 февраля 2021 года сразу в нескольких районах Крыма прошли массовые обыски. Были задержаны шесть крымских татар мусульман: Азамат Эюпов, Яшар Шихаметов, Ленур Сейдаметов, Тимур Ялкабов, Эрнест Ибрагимов и Олег Федоров. Дело против крымского татарина Яшара Шихаметова имеет все обвинительные элементы из аналогичных процессов Хизб ут-Тахрир.

Так, силовики обнаружили «запрещенную» литературу без отпечатков пальцев. Другим доказательством вины Шихаметова стали показания сотрудников ФСБ и анонимных свидетелей, чьи слова невозможно подтвердить. Экспертизу, которая также легла в основу обвинения, составлял Межрегиональный центр экспертизы и оценки в Казани, который по многим уголовным делам Хизб ут-Тахрир сотрудничает с ФСБ.

Сотрудники ФСБ на допросах поясняли, что Шихаметов, работая в кафе, вел «идеологическую работу», участвуя в запрещенных собраниях и привлекая новых сторонников. Так, оперативник Федор Фонд утверждал, что подсудимый «вел идеологическую пропаганду шепотом». Из-за этого якобы было трудно записывать его на аудио. Когда в кафе приходили люди, которым обвиняемый не доверял, то тема общения сразу менялась. 

Шихаметов в суде не отрицал наличие своего голоса на аудиозаписях, представленных стороной обвинения, но заявлял, что содержание разговоров было передано недостоверно. «Там полностью ложь! Склеили! Я что-то говорю, а там другая реакция, другое слово. Вы сами в этом убедились, когда зачитывали», — подчеркивал политзаключенный в суде. Защитник трактовал беседы как «разговоры за чаем в кафе».

«Разве у нас был выбор в 2014 году? Я вам скажу, что все это правда: национальность наша — крымские татары, религия и культура наша — Ислам, гражданство — Украина. Это доказательство моей вины? Мы и не прячемся, не скрываем этого, а прямо и везде заявляем об этом. Разве это преступление? И все это с кухонными репликами фабрикует следователь ФСБ, пугая обысками, издеваясь над людьми», — написал Шихаметов в прениях, с которыми не смог выступить.

Секретные свидетели в основном вторили своим показаниям на предварительном следствии, но в зале суда воспроизвели их неточно. Защитник Алексей Ладин обращал внимание суда, что показания свидетеля «Алиева» в протоколе более расширенные, чем в суде.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний