Дата публикации: 01/12/2023

Не менее 20 крымских татарок пытались привлечь к ответственности за поддержку своих близких

Как минимум 20 крымских татарок пытались привлечь к административной ответственности за поддержку своих преследуемых родственников и якобы за нарушения в здании и на территории судов.

Самый первый и давний случай административного преследования был в 2018 году. Тогда супругу политзаключенного по делу «первой Симферопольской группы» Хизб ут-Тахрир Узеира Абдуллаева Феру обвинили в том, что она противилась судебным приставам и отказывалась спуститься на первый этаж Верховного суда Крыма после того, как ей сказали, что заседание по делу ее мужа на втором этаже проходит в закрытом режиме. По версии пристава, Фера Абдуллаева кричала и возмущалась. Защита настаивала, что этого не было и что именно пристав в повышенном тоне и очень жесткой форме требовал женщину покинуть этаж. Крымский суд оправдал Абдуллаеву.

Подверглись административному преследованию и матери политзаключенных. Так, в 2020 году на мать правозащитника по делу «второй Бахчисарайской группы» Сервера Мустафаева Венеру составляли протокол за одиночный пикет в поддержку сына, которая она провела «без уведомления властей». Суд прекратил производство по этому делу.

Однако не все дела заканчивались благополучно. За пикет в поддержку сына в 2021 году Красногвардейский районный суд Крыма признал виновной мать Арсена Абхаирова Зелиху. Ей назначили штраф в 10 тысяч рублей. В том же году суд оштрафовал на ту же сумму мать Асана Ахтемова, которого пытали силовики. Зарему Ахтемову признали виновной в неподчинении полиции и невыполнении правил при ЧС, когда она вышла к зданию ФСБ с требованием дать информацию о похищенном силовиками сыне и других фигурантах его дела.

По словам правозащитника Эмиля Курбединова, то, что на родственниц политзаключенных составляют административные протоколы, говорит о «рефлексии низового государственного звена об общем отношении к политзэкам».

«Все, что связано с политзэками, что не укладывается в нужные ФСБ и подконтрольным ей судам рамки, подлежит устранению. Низовые звенья получают инструкции о том, что политзэки — это негативный и опасный элемент, что все, кто их поддерживает, — преступники. Любая активная поддержка даже со стороны близкой родственницы встречает резкий отклик у рядового пристава, который особенно желает выслужиться и будет искать, за что бы придраться. Таким образом всем своим видом система показывает свое отторжение таких людей и их близких», — отметил адвокат.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний