Политзаключенный Сейран Салиев уже шесть лет состоит на профилактическом учете
Крымскотатарский гражданский журналист Сейран Салиев, осужденный на 16 лет лишения свободы, уже шесть лет находится на профилактическом учете. Об этом сообщила супруга политзаключенного Мумине Салиева, которая посетила его в исправительной колонии Тульской области.
На учет его поставили сразу после ареста — в СИЗО Симферополя. Свое решение ФСИН аргументировала «террористической статьей»
205.5 УК РФ, по которой арестовали Салиева. В тоже время сам политзаключенный заявляет о том, что нарушений он не совершал.
На основании приказа Минюста России, на профилактический учет берутся заключенные, «склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов».
«У него на робе нашит бейдж «Сейран Салиев, отряд-7». И этот бейдж, вшитый в робу, перечеркнут зеленой линией. То есть, эта зеленая линия говорит о том, что он состоит на профучете, на котором состоят и другие заключенные, в частности, насильники, люди которые пропогандируют АУЕ (воровскую тюремную культуру). Получается, что мой муж наряду с ними состоит на этом учете», — рассказала супруга политзаключенного.
Дважды в год в колонии с Салиевым проводят профбеседы: изменился он или нет, пропагандирует ли он терроризм, раскаивается ли в содеянном. Со слов жены, на заданные вопросы Салиев отвечает: «Тот образ жизни, который я вел на свободе, согласно законам своей религии, я продолжаю вести здесь, будучи в неволе. Ни о каком призыве к терроризму или распространении терроризма речи быть не может, потому что моя религия против этого. Мои поступки и слова никак не граничат ни с терроризмом, ни с другой преступной деятельностью».
Политузник неоднократно самостоятельно писал иски в суд о снятии с профучета, однако до судебных инстанций они не дошли.
Сейран Салиев — филолог турецкого и крымскотатарского языка, до ареста — экскурсовод, гражданский журналист «Крымской солидарности».
11 октября 2017 года в Бахчисарае сотрудники ФСБ задержали шестерых крымских татар — Тимура Ибрагимова, Марлена (Сулеймана) Асанова, Мемета Белялова, Сейрана Салиева, Сервера Зекирьяева и Эрнеса Аметова. 21 мая 2018 года были задержаны в своих домах и арестованы в рамках этого же уголовного дела Эдем Смаилов и Сервер Мустафаев. По версии следствия, вина задержанных крымских татар заключалась в причастности к деятельности партии Хизб ут-Тахрир в Крыму.
В России организация находится под запретом с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира действует без ограничений на уровне национальных законодательств. Первые аресты по данной категории уголовных дел в Крыму начались в 2015 году, когда на территории полуострова стали принудительно внедрять нормы российского законодательства.
16 сентября 2020 года в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону огласили приговор по второму бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир». Крымских мусульман приговорили к срокам от 13 до 19 лет лишения свободы. Осужденный крымский татарин Сейран Салиев получил 16 лет лишения свободы.
14 марта 2021 года Апелляционный военный суд во Власихе практически в полном объёме отказал защите в удовлетворении жалоб, всего по делу прошло больше 45 судебных заседаний.
Сроки заключения в колонии строгого режима Марлену Асанову, Мемету Белялову, Серверу Зекирьяеву, Тимуру Ибрагимову, Серверу Мустафаеву и Эдему Смаилову остались без каких-либо изменений. Сейрану Салиеву суд снял одно из обвинений, уменьшив его приговор на один год — до 15 лет колонии.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов данного уголовного дела.
Сейран Салиев с семьей в исправительной колонии. Фото: семейный архив