Юрист обжалует отказ ФСИН в переводе политзаключенного Марлена Асанова в колонию ближе к дому
Юрист Назим Шейхмамбетов обратился с административным иском в Бахчисарайский районный суд в интересах гражданского журналиста Марлена (Сулеймана) Асанова, осужденного на 19 лет лишения свободы по делу Хизб ут-Тахрир. Он требует признать незаконным отказ ФСИН России в переводе в колонию ближе к дому. Сейчас Асанов содержится в исправительной колонии №7 в Мордовии.
В документе Шейхмамбетов указал, что ФСИН приняла это решение летом 2023 года. Ее представители указали: переводить осужденных в места заключения ближе к месту жительства их родных или нет, — это решает федеральный орган уголовно-исправительной системы. При этом перевод возможен только «при наличии обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, в котором он отбывает наказание».
Юрист посчитал этот отказ незаконным. В частности, потому что в Крыму живет семья Асанова — родители, супруга и четверо детей.
«Нарушаются права на неприкосновенность семейной жизни и поддержания родственных связей. Пребывание политзаключенных в колониях на отдаленном расстоянии от дома влияет на реализацию этих прав. И это исключительное обстоятельство», — уверен Шейхмамбетов.
До поселка Сосновка в Мордовии от Крыма — больше 1,7 тысячи километров. Доехать туда на автобусе, на самолете или поездом невозможно — прямого сообщения с Крымом нет.
Доказательств, почему Асанова необходимо оставить в колонии №7, ФСИН также не предоставила, подчеркнул Назим Шейхмамбетов. Он потребовал признать ее действия незаконными и перевести политзаключенного в Крым.
Марлен (Сулейман) Асанов — гражданский журналист, волонтер «Крымской солидарности». С 2014 года помогал семьям политзаключенных, посещал судебные заседания по политически мотивированным делам, публиковал на своем Youtube-канале видео с обысков.
ФСБ провела обыск в его кафе «Салачик» 12 мая 2016 года. В тот же день в Бахчисарае были задержаны и обвинены в участии в Хизб ут-Тахрир четверо местных жителей. Марлена Асанова среди них не было. Но его тогда привлекли к административной ответственности за нарушение общественного порядка и назначили 5 тысяч рублей штрафа.
12 октября 2017 года его арестовали. Также арестовали других жителей Бахчисарая — Тимура Ибрагимова, Мемета Белялова, Сейрана Салиева, Сервера Зекирьяева и Эрнеса Аметова. Всех их обвинили в участии в террористической организации. Асанову вменили статью об организации террористической деятельности и приготовлении к насильственному захвату власти.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать теракт и не призывали других к осуществлению террористических действий. Отсутствуют какие-либо доказательства, которые свидетельствовали бы о попытке свержения конституционного строя России и захвата власти. В материалах дела есть аудиозаписи, на которых зафиксировано, что осужденные вели дискуссии на религиозные и политические темы. Это фактически и явилось единственным доказательством их преступлений.
16 сентября 2020 года в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону крымских мусульман приговорили к срокам от 13 до 19 лет лишения свободы. Асанов получил самый большой срок. Эрнеса Аметова оправдали и освободили в зале суда.
Позже апелляционный военный суд во Власихе практически в полном объеме отказал защите в удовлетворении жалоб. Сроки заключения всех фигурантов в колониях строгого режима остались без изменений. Сейрану Салиеву суд снял одно из обвинений, уменьшив его приговор на один год — до 15 лет колонии. При этом суд постановил отдельно отправить на новое рассмотрение дело Эрнеса Аметова. Сейчас он снова арестован.
Марлен (Сулейман) Асанов. Фото: Крымская солидарность.