«Система уничтожает их физически». Тофик Абдулгазиев похудел в российской тюрьме на 15 килограммов
Политзаключенного Тофика Абдулгазиева, осужденного на 12 лет лишения свободы, в тюрьме Верхнеуральска Челябинской области посетили жена и сын. Алие Куртаметова сообщила «Крымской солидарности», что муж сильно похудел — около 15 килограмм. Кроме этого он страдает от болей в суставах рук и ног.
Активиста «Крымской солидарности» доставили в тюрьму города Верхнеуральска в июле этого года.
«Это более 2500 километров от Крыма, около двух суток пути. А местный климат очень отличается своим холодом», — рассказала Алие.
По словам Тофика Абдулгазиева, из-за отсутствия вентиляции заключенные вынуждены держать в камере постоянно открытое окно. Из-за регулярного переохлаждения у Тофика появились боли в суставах рук и ног, которые периодически усиливаются. Он не может нормально передвигаться, выходить на прогулку, заниматься спортом. На встрече с начальником тюрьмы родственники узнали, что для адекватного лечения необходимо привести в тюрьму частного врача.
Питание по словам политзаключенного «сносное». Когда в еде присутствует свинина, заключенных мусульман об этом предупреждают сотрудники и он вынужден отказаться от обеда или ужина.
«У человека забрали пять лет жизни. Эта система уничтожает наших мужей физически. Но я увидела, что что бы не случилось им не удастся сломить их веру», — завершила свой комментарий супруга.
До ареста Тофик Абдулгазиев участвовал в организации мероприятий для детей крымских политзаключенных. Являлся активистом общественного объединения «Крымская солидарность», звукооператором, участником проекта «Крымское детство».
Также занимался передачами продуктов в СИЗО политзаключенным, посещал суды по политически мотивированным делам, приходил поддержать соотечественников на обыски в их домах.
4 мая 2017 года в доме Тофика прошел первый обыск, однако тогда он остался на свободе.
После повторного обыска 27 марта 2019 года Абдулгазиева арестовали по обвинению в причастности к запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир». Также в тот день прошли самые массовые обыски в домах крымских татар соблюдающих мусульман с последующим задержанием одновременно в микрорайонах Каменка и Строгановка города Симферополь. Тогда силовики задержали 23 человека.
В мае 2022 года Южный окружной военный суд Ростова-на-Дону в лице председательствующего судьи Ризвана Зубаирова вынес обвинительное решение против Тофика Абдулгазиева и приговорил его к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима с первыми 5 годами в тюрьме.
Год спустя, в мае 2023 года, Апелляционный военный суд во Власихе рассмотрел жалобу защиты на приговор и оставил решение суда первой инстанции в силе.
25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвинялись в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.
Джемиль Гафаров — скончался 10 февраля 2023 года в СИЗО-3 Новочеркасска УФСИН России по Ростовской области. Вскрытие показало, что смерть наступила от острой сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привела атеросклеротическая болезнь сердца. Политзаключенный умер спустя несколько дней этапа в Новочеркасск. Рифат Яхин в своем обращении в Следственный комитет подчеркнул, что перемещение Гафарова в таком состоянии «явно угрожало его жизни и здоровью».
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании.
Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле.
При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешел под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Фото: Тофик Абдулгазиев во время длительного свидания с семьей в тюрьме Верхнеуральска. Предоставлено родственниками.