Политзаключенных по делу «второй Джанкойской группы» этапировали в СИЗО Ростова-на-Дону
Арестованных в январе предпринимателей Халила Мамбетова и Рефата Сейдаметова, мастеров по ремонту Экрема Кроша и Айдера Асанова, строителей Османа Абдуразакова и Лемана Зекеряева этапировали из СИЗО-1 Симферополя в СИЗО-1 Ростова-на-Дону. Об этом «Крымской солидарности» сообщили супруги политзаключенных. В августе материалы их уголовного дела передали в Южный окружной военный суд.
«Я так и не попала на свидания, потому что дети очень маленькие и тяжело с раннего утра до поздней ночи быть в дороге, в транспорте. Теперь только Аллаху известно, когда и при каких обстоятельствах увидимся», — рассказала супруга Османа Абдуразакова Зера. Второй ребенок Абдуразаковых родился через два месяца после ареста отца. Родной брат Османа, Эдем Бекиров, является фигурантом «первой Джанкойской группы».
О том, что неизвестно, когда теперь получится увидеться с мужем, рассказала и супруга Рефата Сейдаметова Ление. Она отметила, что и сейчас не получает от Рефата «ни весточки», а когда он будет находиться еще дальше, семье придется «очень тяжело».
Дочь 68-летнего Халила Мамбетова Эльмаз рассказала, что ее отец страдает от артроза, а ее мать несколько лет лечится от онкологии. Мама Эльмаз все же смогла увидеться с Халилом, но разрешения на свидание дочери не дали.
О том, что Экрема Кроша увезли, его супруга Амиде узнала, когда собиралась на свидание с ним. До ареста Крош заботился о семье родного брата Энвера, которого ранее задержали по аналогичным обвинениям в составе «первой Джанкойской группы».
Жена Айдера Асанова Полина рассказала, что подозревала, что ее мужа и всех фигурантов дела скоро увезут. У 30-летнего крымского татарина дома остались двое малолетних детей.
Зера Зекеряева смогла увидеться с мужем на краткосрочном свидании. До ареста Леман присматривал за пожилой матерью и занимался тремя малолетними детьми.
24 января в 4 часа утра в селах Джанкойского района прошли обыски с участием оперативников и следователей ФСБ. Силовики задержали шестерых крымских татар и увезли их в Симферополь. Суд их арестовал. Лемана Зекеряева, строителя из села Днепровка Османа Абдуразакова, Айдера Асанова и Рефата Сейдаметова из села Тимофеевка, 67-летнего Халила Мамбетова и Экрема Кроша из Ближнегородского отправили в СИЗО. Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана Верховным судом РФ «террористической организацией» в 2003 году.
Правозащитники полагают, что это решение вынесли необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно — ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, когда полуостров фактически перешел под контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена: активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей и массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.