Дата публикации: 11/09/2023

Суд не изменил приговор умершему в СИЗО Джемилю Гафарову, которого осудили на 13 лет

Апелляционный военный суд во Власихе оставил в силе приговор фигурантам «второй Симферопольской группы» по делу Хизб ут-Тахрир. Ранее Южный окружной военный суд приговорил Сервета Газиева, Алима Каримова, Сейрана Муртазу, Эрфана Османова и Джемиля Гафарова к 13 годам в колонии строго режима. Об отказе в апелляционной жалобе «Крымской солидарности» рассказал адвокат Эмиль Курбединов. Он также сообщил, что, 60-летний Гафаров успел подать апелляционную жалобу на свой приговор, до того как скончался в СИЗО Новочеркасска.

Защитник подчеркнул, что ранее суд вынес приговор «с нарушением всех мыслимых и немыслимых законов и международных норм права». По словам Курбединова, и во время следствия, и во время судебного разбирательства регулярно нарушались права обвиняемых.

Так, за весь процесс Южный окружной военный суд не дал сказать 63-летнему Сервету Газиеву ни слова. Он говорил на родном крымскотатарском языке и просил переводчика. Сейчас, когда рассматривалась апелляция, суд снова не предоставил Газиеву переводчика и не разрешил выступить с последним словом.

Газиев также рассказал Курбединову, что прошло больше года после его инсульта и что его здоровье ухудшается. Никакой помощи он не получает, а все, что ему делают медики, это обезболивающие уколы. Год назад, когда пожилой крымский татарин находился в другом СИЗО, его обследовали, но до сих пор не назвали диагноз. Курбединов отметил, что у его подзащитного плохо работает одна сторона лица, рука и другие части тела.

«Как и Джемиль агъа, который постоянно говорил, что ему плохо и что он нуждается в медпомощи, который, как мученик, умер в застенках, пожилой Сервет агъа давно просит провести адекватное обследование и назначить лечение, но этого не происходит», — отметил Эмиль Курбединов.

Эрфан Османов также подчеркнул, что над его соотечественниками издеваются.

«Гафарова этапировали перед тем, как он скончался от обширного инфаркта. Это не что иное как умышленное убийство! А Сервета Газиева после инсульта подвергают пыткам и насилию. Вместо медпомощи в тюремной больнице ему повредили позвоночник, что еще больше усугубило его здоровье. Он, слава Богу, с нами и продолжает бороться за свою жизнь, а люди, которые совершают преступления, по сей день на свободе и продолжают насиловать, пытать, издеваться как над теми, кто попал под этот каток репрессий, так и над их семьями и детьми, которые остались сиротами», — заявил Османов.

Другой фигурант дела, Алим Каримов, в последнем слове заявил, что готов умереть «в гулагах, даже если дадут два пожизненных в самой строгой из тюрем», но «не согласится с ложью» российских властей.

Он тоже вспомнил Джемиля Гафарова, который, по словам Каримова, умер свободным человеком.

Адвокат Курбединов заявил, что сторона защиты подаст кассационную жалобу в Верховный суд. Если ее не удовлетворят, подсудимые будут обращаться в международные инстанции.

Ранее следователи отказались возбудить уголовное дело о халатности врачей и руководства СИЗО, из-за которой умер Джемиль Гафаров. Его супруга Разие Гафарова рассказала, что супруг постоянно жаловался на жжение в груди и приступы стенокардии по несколько раз в день и что она лично, как и адвокаты, обращалась «во все инстанции», чтобы мужа вывезли на обследование.

В январе этого года Южный окружной военный суд приговорил пятерых крымских татар к 13 годам лишения свободы. Кроме того, Сервету Газиеву и Алиму Каримову назначили ограничение в передвижении на год и шесть месяцев, остальным — на год. Джемиль Гафаров умер в заключении 10 февраля.

25 крымскотатарских общественных активистов — Руслан Сулейманов, Алим Каримов, Рустем Шейхалиев, Меджит Абдурахманов, Яшар Муединов, Билял Адилов, Джемиль Гафаров, Риза Изетов, Иззет Абдуллаев, Асан Яников, Шабан Умеров, Тофик Абдулгазиев, Сейтвели Сейтабдиев, Рустем Сейтхалилов, Аким Бекиров, Фарход Базаров, Сервет Газиев, Сейран Муртаза, Эрфан Османов, Осман Арифмеметов, Ремзи Бекиров, Эскендер Сулейманов, Энвер Аметов, Владлен Абдулкадыров и Раим Айвазов — обвинялись в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.

Джемиль Гафаров — скончался 10 февраля 2023 года в СИЗО-3 Новочеркасска УФСИН России по Ростовской области. Вскрытие показало, что смерть наступила от острой сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привела атеросклеротическая болезнь сердца. Политзаключенный умер спустя несколько дней этапа в Новочеркасск. Рифат Яхин в своем обращении в Следственный комитет подчеркнул, что перемещение Гафарова в таком состоянии «явно угрожало его жизни и здоровью».

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании.

Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле.

При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешел под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

(слева направо) Сервет Газиев, Алим Каримов, Сейран Муртаза, Эрфан Османов и Джемиль Гафаров в зале Южного окружного военного суда в Ростове во время оглашения приговора. Фото: Крымская солидарность.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний