Дата публикации: 31/08/2023

Следком отказался возбуждать дело против врачей и главы СИЗО, из-за которой умер Джемиль Гафаров

Следователи отказалиcь возбуждать уголовное дело на сотрудников СИЗО №5 Ростова-на-Дону и медсанчасти №61, из-за халатности которых умер 61-летний крымский татарин Джемиль Гафаров. Об этом «Крымской солидарности» рассказал адвокат Рифат Яхин, который требовал, чтобы дело завели.

«Решение вполне ожидаемое — рука руку моет. Очевидно, что никто не будет сдавать своих. С юридической точки зрения, решение, конечно, незаконное. Потому что проверка не является объективной и проведена в одностороннем порядке, опрошены только сотрудники государевой службы — начальник СИЗО, фельдшер, которые констатировали только то, что произошло. Хотя даже они указывали, что Гафаров постоянно жаловался на свое состояние здоровья. Этот факт никто [из них] не отрицает», — рассказал Рифат Яхин.

Он подчеркнул, что следователи не поговорили с сокамерниками из СИЗО №3 Новочеркасска, которые могли наблюдать, как человек, с которым они сидят, «фактически умирает на глазах». Не поговорили с надзирателями, которые этапировали Гафарова из СИЗО №5 Ростова-на-Дону в Новочеркасск. Динамику состояния в постановлении об отказе возбуждать дело адвокат Яхин не увидел и заявил, что пока не знает, будет ли обжаловать этот отказ в суде или прокуратуре.

«Обращения [в эти инстанции] априори обречены на такого рода аналогичные отказы, [там будет говорится], что все законно и обоснованно. Это не та ситуация, когда, например, украли бюджетные деньги, или кто-то из сотрудников системы взял взятку, или какой-нибудь предприниматель построил объект и у него дебит с кредитом бюджетных денег не сошелся — тогда с полпинка, с пол-оборота уголовное дело завели бы. Когда есть интересы системы, там все работает. В политическом деле Гафарова никто идти против системы не хочет», — добавил Рифат Яхин.

В ответе Следкома говорится, что фельдшер медсанчасти №61 С.И. Кудым не раз слышал, как Гафаров, инвалид второй группы, просил о помощи, и эти просьбы им «выполнялись».

«Он [Гафаров] неоднократно проходил лечение, а также находился под динамическим наблюдением в медсанчасти. Также был собран необходимый перечень документов для признания следственно-арестованного Гафарова инвалидом второй группы бессрочно», — приводятся слова Кудыма. Фельдшер подчеркнул, что в его обязанности не входит этапировать больных в другие клиники, поэтому о заявлении адвоката Эдема Семедляева направить Гафарова в платную больницу он не знал.

Начальник филиала медчасти №14, которая находится под ведомством МСЧ-61 и к которой был прикреплен крымский татарин, ответила, что его доставили в больницу 8 февраля 2023 года. Его осмотрели, «каких-либо жалоб Гафаров не высказывал», отмечается в показаниях Т.Ю. Гулякиной. Политзаключенного поместили на карантин, жалоб снова не было, но 10 февраля ему стало плохо, и он позвал врача.

Его обнаружили в полусидячем состоянии на кровати. Джемиль Гафаров издавал хрипы, пульс был слабым, давление — 60/30. Его начали реанимировать, но «положительного результата [эти действия] не принесли». Спустя полчаса медики констатировали биологическую смерть. Гулякина уверена, что «противоправных действий в отношении Гафарова совершено не было и медицинская помощь была оказана в полном объеме и своевременно».

Павел Лазаренко — начальник СИЗО №5 Ростова-на-Дону. Он рассказал, что, когда Гафаров находился в ростовском изоляторе, крымский татарин «неоднократно жаловался на здоровье» и «неоднократно проходил лечение и находился под наблюдением в медсанчасти №61».

По словам Лазаренко, 25 января 2023 года он получил от адвоката Семедляева документы о том, что Джемиля Гафарова нужно этапировать в платную клинику. В заявлении указывалось, что Гафарову становится хуже, он испытывает сильные боли и жжение в области сердца, головную боль, у него было затрудненное дыхание и высокое давление. Начальник СИЗО №5 утверждает, что проект ответа Эдему Семедляеву попал на подпись к Лазаренко 2 февраля, а уже 8-го числа Джемиля Гафарова этапировали в СИЗО №3 Новочеркасска. На момент этапирования, рассказал начальник СИЗО №5, «Гафаров жалоб на здоровье не высказывал».

Следствие пришло к выводу, что в действиях опрошенных специалистов нет «признаков состава преступления и их действия не повлекли существенного нарушения прав и законных интересов граждан».

Джемиль Гафаров скончался 10 февраля в медсанчасти №61 ФСИН России в Ростове-на-Дону. Вскрытие показало, что смерть наступила от острой сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привела атеросклеротическая болезнь сердца. Политзаключенный скончался спустя несколько дней этапа в Новочеркасск. Рифат Яхин в своем обращении в Следственный комитет подчеркнул, что перемещение Гафарова в таком состоянии «явно угрожало его жизни и здоровью».

В заключении врачей также были указаны еще два диагноза: постинфарктный кардиосклероз и фрагментация миокарда. Они развились из-за сердечного приступа, который в ноябре 2022 года в СИЗО перенес Гафаров. С того времени он почти не вставал с кровати и страдал от болей в груди.

Адвокат Эдем Семедляев не раз пытался попасть к Гафарову в больницу, но именно в день смерти пожилого крымского татарина он получил от ведомства отказ перевести уже погибшего Гафарова в платную клинику. При этом письмо, подписанное начальником СИЗО №5 Павлом Лазаренко, было датировано 2 февраля. В нем также говорилось, что Джемиль Гафаров находится «под динамическим наблюдением здравпункта» медико-санитарной части №3 при ФСИН.

Ранее Федеральная служба судебных приставов возбудила исполнительное производство на медико-санитарную часть №91 при ФСИН России в Крыму, где до суда с октября 2019 года по февраль 2020 года находился Гафаров. Именно там, после своего заключения под стражу, он получил вторую группу инвалидности, более тяжелую. Адвокат Рифат Яхин уточнял, что еще тогда, когда Гафаров был в крымской санчасти, он требовал у нее данные о том, какие обследования проходит его подзащитный, какие лекарства ему выдаются и какие врачи за ним наблюдают. На запрос адвоката санчасть не ответила.

Джемиль Гафаров. Фото: Александра Сурган

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний