«Приговорили умирать». Амета Сулейманова с больным сердцем этапировали из Крыма во Владимир
Гражданского журналиста Амета Сулейманова, осужденного к 12 годам заключения несмотря на болезнь сердца, этапировали из СИЗО №2 Симферополя в российскую тюрьму №2 во Владимире. Об этом «Крымской солидарности» рассказали его супруга Лиля Люманова и его защитница Лиля Гемеджи. Ранее не было известно о том, в какую именно колонию перевели Сулейманова.
Лиля Люманова отметила, что сегодня встретилась с начальником симферопольского СИЗО, который и сообщил, что ее мужа увезли во Владимир. Во время перевода из СИЗО №1 в СИЗО №2 Симферополя у Сулейманова изъяли тонометр, пульсоксиметр и лекарства, которые ему так и не вернули.
Врач медсанчасти второго следственного изолятора заверила супругу, что все препараты, переданные мужчине в период нахождения в СИЗО №2, она отдала ему в дорогу до Владимира.
«Но лекарства, которые он привез из СИЗО №1, она не видела. Тонометр и пульсоксиметр тоже. Там целый пакет лекарств был», — подчеркнула Люманова. — «Я очень переживаю, как он все это перенесет, как этот этап отразится на его здоровье. Ведь уже в СИЗО №2 у него начались проблемы с ногами. Они сильно отекали из-за запрета лежать. Чем дальше он будет от дома, тем будет тяжелее мне и адвокатам попасть к нему, решать вопросы о его здоровье и делать передачи».
Супруга Сулейманова отметила, что у мужа осталась всего одна ампула «Бициллина-5», закончился препарат «Престариум».
Защитница Лиля Гемеджи сообщила «Крымской солидарности», что из-за гипертонии политзаключенный вынужден постоянно следить за своим состоянием. Сейчас в Комитете против пыток ООН рассматривается жалоба Амета Сулейманова против России, где он подчеркнул, что ему нужны операция на сердце и реабилитация до исполнения приговора суда, но суд и ФСИН эти доводы проигнорировали.
«За время нахождения под стражей профильные узкие специалисты его не наблюдали. Мы подавали заявление о проведении ему медико-социальной экспертной комиссии и установлении группы инвалидности, но никто этого не стал делать», — рассказала Гемеджи.
Сотрудники исправительной системы также отказывают освободить Сулейманова, у которого много тяжелых заболеваний, а при этапе не учли его проблемы со здоровьем.
«Нам известно, что его везли в «стакане», кондиционер не включали. Мой подзащитный не мог даже вытянуть ноги — из-за гонартроза суставов верхних и нижних конечностей это причиняло ему боль», — отметила защитница.
Амет Сулейманов страдает от артериальной и митральной недостаточности сердца, ему рекомендовали сделать операцию по замене сердечного клапана. Кроме того, у подсудимого числилась инвалидность, однако в 2015 году она была снята из-за его отказа от операции в Москве — Сулейманов получал систематическое лечение в больнице Киева и планировал проводить операцию под присмотром своего постоянного врача. После обыска и последующего задержания 11 марта 2020 года суд в Симферополе постановил назначить Сулейманову меру пресечения в виде домашнего ареста — это первый случай в практике уголовных дел «Хизб ут-Тахрир» в России. Как рассказывала адвокат Лиля Гемеджи, ему стало плохо уже в зале суда — во время избрания меры пресечения.
На протяжении всего времени судебного разбирательства Амет Сулейманов находился под домашним арестом. Его вывозили в Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону на одно слушание, но позже позволили выступать через видеосвязь из Крымского гарнизонного военного суда. Даже в таких условиях подсудимый с трудом переносил судебные заседания, иногда их приходилось прерывать, чтобы он мог посетить врача.
Южный окружной военный суд, несмотря на многочисленные заявления защиты о состоянии здоровья Сулейманова, принял решение отправить его в колонию строгого режима сроком на 12 лет. Апелляционный суд оставил приговор без изменений.
Его защитница Лиля Гемеджи считает приговор смертельным: «Приговорили его умирать. Заключение в тюрьме для человека с таким диагнозом — это цинизм».
С 11 марта 2020 года до 5 апреля 2023 года он находился под домашним арестом в связи с тяжелой болезнью сердца.
5 апреля 2023 года сотрудники ФСИН приехали домой к гражданскому журналисту Амету Сулейманову, чтобы привести в исполнение вступивший в силу приговор.
Амет Сулейманов. Фото: семейный архив