Эмиру-Усеину Куку так и не рассказали, какую операцию ему сделали и вернули в колонию
Медики ни в городской больнице Салавата, ни в тюремной больнице Уфы так и не объяснили политзаключенному из Крыма, правозащитнику Эмиру-Усеину Куку на какую часть кишечника ему сделали операцию. Сейчас он находится в российской колонии №16 в Салавате. Об этом «Крымской солидарности» рассказала его супруга Мерьем Куку.
Она сообщила, что восстановление после операции у мужа происходит тяжело. Ему рассказали, что удалили спайки в кишечнике, но больше этого ничего не говорят.
«Я пытаюсь через своих знакомых, родственников, друзей узнать у врачей как вообще ему быть, что можно, чего нельзя. Очень много тонкостей: на каком участке кишечника эта операция прошла, задействован ли кишечник, удалена ли часть кишечника? Нужна история болезни, которой у него нет. Он еще больше от этого нервничает. Он сам «бумажный человек», у него все должно быть задокументировано», — поделилась Мерьем.
Она подчеркнула, что, несмотря на боли, муж связывается с ней по тюремной связи. Только однажды Эмир-Усеин рассказал, что не может стоять на ногах. На вопрос, почему он звонит Мерьем в таком состоянии, ответил, что обязательно должен узнать, все ли у близких в Крыму нормально.
«Стоять не может, сидит на корточках под этим телефонным автоматом», — добавила Мерьем.
Кроме того, он не может питаться в тюремной столовой. Там подают овсянку с перловкой — но после операции он пока не может употреблять крупы.
«Получается, вот таким методом проб и ошибок на своем горьком опыте он теперь знает, что ему можно, что нельзя. В основном выпивает бульон из капустного, как он сказал, не борща, а супа. Овсянку он сам уже заваривает, потому что там [повара] любят мешать крупы. Ест вареные яйца, иногда пюре», — рассказала супруга политзаключенного.
И хотя Эмир-Усеину Куку становится лучше, никакого реабилитационного лечения он все еще не получает. Если ему плохо, звонит жене и просит «гуглить», чтобы понимать, чем себе помочь.
Напомним, что Эмира-Усеина Куку выписали из больницы в начале июля, хотя он должен находиться под наблюдением врачей продолжительное время. Мерьем Куку подчеркивала, что раньше проблем с кишечником у мужа не было, однако он часто жаловался на боль в почках, поэтому он сам и врачи подумали, что болят именно они.
Напомним, что на боли в почках Эмир-Усеин жалуется с 2015 года, когда при его задержании оперативники ФСБ избили правозащитника. Болезнь стала хронической.
Силовики ворвались в дом семьи Куку во второй раз в 2016 году. Они провели обыск, задержали Эмир-Усеина и отправили в СИЗО по делу о причастности к деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир, запрещенной в России, но свободно действующей в Украине и других странах мира.
В 2019 году мужчину приговорили к 12 годам лишения свободы — заседание суда длилось всего 14 минут. Позже его этапировали в башкирскую колонию №16 в Салавате.
Военный апелляционный суд Власихи в Московской области в 2020 году оставил решение предыдущей инстанции в силе. Правозащитные организации признали приговор Эмир-Усеину Куку «явным злоупотреблением в применении антитеррористического законодательства, направленным на устрашение правозащитников, работающих в Крыму».
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании.
Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле.
При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешел под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Эмир-Усеин Куку. Фото: Крымская солидарность