«Оснований не имеется». Политзаключенному Сейрану Салиеву отказали в переводе в колонию ближе к дому
Политзаключенного Сейрана Салиева в исправительной колонии Тульской области посетила семья: супруга и четверо несовершеннолетних детей. Их путь на длительное свидание занял более двух с половиной дней. Крымскотатарскому гражданскому журналисту, осужденному на 15 лет лишения свободы, отказали в переводе в колонию ближе к месту жительства семьи. Об этом сообщила его супруга Мумине Салиева.
Активист обращался в Федеральную службу исполнения наказаний с просьбой перевести в тюрьму ближе к Крыму. В письменном отказе сотрудники сослались на 205.5 статью Уголовного Кодекса РФ, осужденные по ней направляются строго в определенные пенитенциарные учреждения.
«Обстоятельств, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания Салиева С.А. в исправительном учреждении на территории Тульской области, не имеется», — говорится в ответе Федеральной службы исполнения наказаний.
С момента нахождения в тюрьме, а именно с сентября 2022 года, к Сейрану Салиеву дважды приходили люди в гражданской одежде, которые представлялись полицией. Ему задавали вопросы о том, как он относится к взглядам запрещенной на территории РФ политической партии Хизб ут-Тахрир, за связи с которой он был осужден.
«Это указывает на то, что политзаключенные даже после того как осуждены и отбывают срок в колониях строгого режима, находятся под пристальным вниманием спецслужб. Это ничто иное, как еще один метод давления на политузников», — считает супруга крымскотатарского активиста.
В бараке, где содержится Салиев, одновременно находятся около 100 человек. Некоторые заключенные не могут запомнить его имя. Активист предложил называть его «Крымом».
«Мне так тепло от того, что они меня так называют, это определенная связь с Крымом, но и для них это определенное позиционирование в том плане, что я там один из Крыма!», — поделился с супругой крымский татарин.
Сейран Салиев — филолог турецкого и крымскотатарского языка, до ареста — экскурсовод, гражданский журналист «Крымской солидарности».
11 октября 2017 года в Бахчисарае сотрудники ФСБ задержали шестерых крымских татар — Тимура Ибрагимова, Марлена (Сулеймана) Асанова, Мемета Белялова, Сейрана Салиева, Сервера Зекирьяева и Эрнеса Аметова. 21 мая 2018 года были задержаны в своих домах и арестованы в рамках этого же уголовного дела Эдем Смаилов и Сервер Мустафаев. По версии следствия, вина задержанных крымских татар заключалась в причастности к деятельности партии Хизб ут-Тахрир в Крыму.
В России организация находится под запретом с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира действует без ограничений на уровне национальных законодательств. Первые аресты по данной категории уголовных дел в Крыму начались в 2015 году, когда на территории полуострова стали принудительно внедрять нормы российского законодательства.
16 сентября 2020 года в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону огласили приговор по второму бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир». Крымских мусульман приговорили к срокам от 13 до 19 лет лишения свободы. Осужденный крымский татарин Сейран Салиев получил 16 лет лишения свободы.
14 марта 2021 года Апелляционный военный суд во Власихе практически в полном объёме отказал защите в удовлетворении жалоб, всего по делу прошло больше 45 судебных заседаний.
Сроки заключения в колонии строгого режима Марлену Асанову, Мемету Белялову, Серверу Зекирьяеву, Тимуру Ибрагимову, Серверу Мустафаеву и Эдему Смаилову остались без каких-либо изменений. Сейрану Салиеву суд снял одно из обвинений, уменьшив его приговор на один год — до 15 лет колонии.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов данного уголовного дела.
Сейран Салиев с супругой и детьми на длительном свидании. Фото: семейный архив