«Месть спецслужб». Суд приговорил многодетного крымскотатарского активиста к 20 годам заключения
Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону огласил обвинительный приговор активисту «Крымской солидарности» Ансару Османову и назначил ему 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Это на два года больше, чем запрашивал гособвинитель. Первые пять лет он проведет в тюрьме — самых жестких условиях, сообщил адвокат Эмиль Курбединов.
«20 лет! Это почти 70 лет Ансару будет, когда он выйдет. Очень часто читаю сводки в Крыму и вижу как за жестокие убийства дают по 7-8 лет, а через 3-4 года они выходят просто по условно-досрочному освобождению. Это за убийство с расчленениями, с избиениями, с жестокими обращением…А за эту категорию дел такие сроки — за честь, за то, что человек не боялся говорить правду, тем более приезжал еще и с одиночными пикетами, выстаивал здесь с плакатом: «Крымские татары не террористы, мусульмане не террористы». Это месть спецслужб за вот такую активную деятельность», — прокомментировал приговор Ансару Османову защитник.
8 июня прокурор Сергей Айдинов просил суд назначить крымскому татарину 18 лет в колонии строгого режима. ФСБ России обвиняла крымского татарина организации деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир («Партия освобождения» — КС), запрещенной в России, но свободно действующей в Украине и других странах мира.
«Сотни исчезнувших, пропавших без вести, сотни арестов и приговоров по надуманным обвинениям, пытки невиновных, выбывание лжепоказаний, практика скрытых свидетелей — по сути, это история аналогичных доносов НКВД, насильственная депортация мусульман в дальние лагеря и тюрьмы, сотни детей, ставших сиротами при живых отцах», — выступил с последнем словом Османов в суде.
Защита неоднократно указывала на многочисленные нарушения в ходе следствия по делу Османова.
Так, например, согласно протоколу получения образцов для сравнительного исследования, Османов отказался предоставить свой образец голоса. При этом в деле имеется протокол осмотра оптических дисков от 10 августа 21 года. Адвокат Эмиль Курбединов заявил, что образцы голоса подсудимого незаконно собрали без участия защитника.
«Экспертизы обвинения не содержат информации и признаков совершения Османовым каких-либо действий или призывов к осуществлению действий, которые возможно квалифицировать как преступные и наказуемые. Напротив — лингво-религиоведческая экспертиза содержит выводы и сведения о том, что Османов не вел разговоров о терроризме и подготовке к насильственному захвату власти в РФ», — заявлял адвокат в прениях.
Один из свидетелей обвинения по делу Ансара Османова на одном из судебных заседаний опроверг свои показания, данные следствию, указав, что его «как преступника вывезли из дома оперативники ФСБ, обманув и представившись сотрудниками юстиции».
Ансар Османов являлся участником движения «Крымская солидарность» и регулярно посещал суды по политически мотивированным делам.
До ареста политзаключенный работал художником-резчиком по дереву. Сейчас в его семье без отца растут пятеро детей.
9 февраля с 4 часов утра в нескольких районах полуострова Крым сотрудники ФСБ производили обыски в домах крымскотатарских активистов. По итогу мужчин задержали и доставили в Управления ФСБ в Симферополе и Севастополе. Ансара Османова арестовали после проведения следственных мероприятий в его доме. Активист проживал в селе Танковое Бахчисарайского района.
Крымского татарина судят за связи с исламской политической партией Хизб ут-Тахрир, запрещенной в России с 2003 года, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств в Украине и в других странах мира.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ.
Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России.
В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Ансар Османов. Фото: Крымская солидарность