Осужденный на 19 лет тюрьмы гражданский журналист Марлен Асанов уже месяц находится в ШИЗО
Бывший владедец крымскотатарского культурно-этнографического центра «Салачик» и гражданский журналист Марлен (Сулейман) Асанов, осужденный на 19 лет лишения свободы, больше месяца находится в ШИЗО. Об этом сообщила его мать Диляра Асанова со ссылкой адвоката, который посетил его в исправительной колонии в поселке Сосновка Мордовской Республики.
«Никаких нарушений он не совершал. Когда его отправили в ШИЗО, он спросил — какие к нему нарекания, а ему ответили, что статьи 205.5 УК РФ, по которой он сидит, достаточно, чтобы отправить в ШИЗО», — рассказала мать политузника.
В апреле этого года Диляра Асанова ездила на длительное свидание к сыну в исправительную колонию в Мордовию. В комментарии «Крымской солидарности» она поделилась, что Марлен с детства болен артритом и в условиях заключения болезнь усугубилась. Сейчас его часто беспокоят боли в коленях. Он написал заявление на получение лекарств, семья смогла ему их передать.
«Но формальной причиной, за что его выдворили в штрафной изолятор, записали то, что он якобы матерился. Все этого человека в Крыму знают, его за все время уголовного преследования никто не привлекал даже к дисциплинарному взысканию какому-то. Он дал объяснения, что не матерился и считает это клеветой, но тем не менее его выдворили в штрафной изолятор», — прокомментировали новость про Асанова в правозащитном офисе крымских адвокатов.
Политзаключенный записался к стоматологу и ожидает приема, но специалист приезжает в колонию только когда набирается необходимое количество заключенных, страдающих заболеваниями зубов.
В 2002 году в Бахчисарае Марлен (Сулейман) Асанов основал караван-сарай «Салачик» — это крымскотатарский культурно-этнографический центр, состоящий из комплекса архитектурных сооружений, предназначенных для размещения и отдыха путников и гостей.
После 2014 года крымский татарин присоединился к работе общественного движения «Крымская солидарность». Несколько раз в его заведении проводили обыски и массовые проверки из-за встреч семей политзаключенных с адвокатами.
11 октября 2017 года в Бахчисарае сотрудники ФСБ задержали шестерых крымских татар — Тимура Ибрагимова, Марлена (Сулеймана) Асанова, Мемета Белялова, Сейрана Салиева, Сервера Зекирьяева и Эрнеса Аметова. 21 мая 2018 года задержали и арестовали в рамках этого же уголовного дела Эдема Смаилова и Сервера Мустафаева.
По версии следствия, вина задержанных крымских татар заключалась в причастности к деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир в Крыму. В России организация запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
Первые аресты по данной категории уголовных дел в Крыму начались в 2015 году, когда на территории полуострова стали принудительно внедрять нормы российского законодательства.
16 сентября в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону огласили приговор по второму бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир». Крымских мусульман приговорили к срокам от 13 до 19 лет лишения свободы. Эрнеса Аметова оправдали и освободили в зале суда.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов данного уголовного дела.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании.
Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ.
Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешел под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Марлен Асанов. Фото: Крымская солидарность