Дата публикации: 31/05/2023

«53 года на четверых». Южный окружной военный суд вынес приговор крымскотатарским активистам

Коллегия Южного окружного военного суда в составе судей Николая Гулько, Тимура Машукова и председательствующего — Сергея Горелова огласила приговор крымскотатарским активистам Рустему Мурасову, Джеббару Бекирову, Завуру Абдуллаеву и Рустему Таирову.  

Повару Джеббару Бекирову назначили 17 лишения свободы в колонии строгого режима с отбыванием первых четырех лет в тюрьме. Суд также добавил ему полтора года ограничений — после освобождения. Активисты Рустем Таиров, Рустем Мурасов и Завур Абдуллаев получили по 12 лет лишения свободы с отбыванием первых четырех лет в тюрьме и годом ограничений после освобождения. Они должны будут регулярно являться в надзорные органы, а также не смогут покидать место своего проживания, перемещаться между регионами и менять работу без разрешения ФСИН.

17 мая прокурор запросил 19 лет лишения свободы крымскому мусульманину Джеббару Бекирову. Его следствие и гособвинитель считают «организатором». Для еще троих участников данной группы прокурор запросил по 15 лет лишения свободы с отбыванием первых четырех лет в тюрьме и по одному году ограничений — после отбывания наказания.

«Сегодняшние события, происходящие с нами — это эхо тех далеких лет, звенья одной цепи. Преемственность налицо: в каждом столетии существующий правящий режим считал своим долгом продолжить политику насилия, начатую Екатериной. Что царский режим в 19 веке, что коммунистический режим во главе с тираном Сталиным в 20 веке, что нынешний режим в 21 веке — ни один не обошел нас стороной и продолжает свою репрессивную политику по сей день. Видимо, такова цена Крыма, в котором мы живем, возрождаем свою культуру и ценности, взятые из нашей религии, и кому-то это явно не по душе. Кто-то считает свои «духовные скрепы» выше наших духовных, культурных и религиозных ценностей и поэтому насильно навязывают их нам», — выступил в последнем слове Бекиров. 

В суде политзаключенные говорили о предвзятости и несправедливости властей, судебной и правоохранительной системы. Крымские мусульмане пришли в протестных футболках с надписями: «Вера и стойкость — сильнее меча тиранов», «Депортация продолжается», «Вера — не терроризм».

«Сегодня ни у государства, ни у ФСБ нет формальных причин преследовать людей по этим статьям, а тем более морального права. Они, используя ненадлежащие статьи, вторгаются в личную жизнь. Очень легко поставить «жучок», а когда удобно вытащить против активистов их разговоры о политике, религии, а потом создать ауру каких-то террористов и экстремистов через свои заказные экспертизы», — прокомментировал адвокат Эмиль Курбединов.

В ходе судебных разбирательств защита допрашивала свидетелей обвинения и выявила значимые нарушения. Так, в ходе заседания выяснилось, что 12 февраля 2022 года следователь ФСБ Юрий Андреев, не извещая сторону защиты, встретился с подсудимыми в СИЗО. Он получал необходимые для следствия показания, задавая провокационные вопросы. К тому моменту дело уже направили в суд. Следователь допросил их по делу другого политзаключенного — Ансара Османова, но в тот момент еще проводил досудебное следствие и по делу «второй Севастопольской группы». 

В ходе прений адвокаты указывали также на нарушения законодательства, допущенные в день обысков у Мурасова, Бекирова, Таирова и Абдуллаева. Следственные мероприятия и задержания проходили без участия адвокатов — активистам отказали в их вызове. Литература, найденная в ходе обысков, по утверждению крымских татар, им не принадлежит.

До ареста Джеббар Бекиров, Завур Абдуллаев, Рустем Мурасов и Рустем Таиров принимали активное участие в общественной жизни крымскотатарского народа. Крымские татары посещали суды в Крыму и в Ростове-на-Дону по политически мотивированным делам против соотечественников, участвовали во флешмобах и различных информационных инициативах, пикетах в поддержку политзаключенных мусульман Крыма. 

17 августа в Крыму прошли новые массовые обыски в домах крымских татар мусульман в Симферопольском, Бахчисарайском районах Крыма и в Балаклавском, Нахимовском районах Севастополя. Следственные мероприятия проводили сотрудники ФСБ, ЦПЭ и ОМОНа.

По итогам следственных мероприятий были задержаны пять человек. В Нахимовском районе города Севастополя сотрудники ФСБ увезли активистов Рустема Мурасова и Рустема Таирова, в Балаклавском районе Севастополя – Джеббара Бекирова, в Бахчисарайском районе – активиста Завура Абдуллаева, в Симферопольском районе Крыма – Раифа Февзиева.

В феврале 2016 года у Рустема Мурасова уже проходил первый обыск. Тогда его задержали, отвезли в Управление Федеральной службы безопасности по республике Крым и городу Севастополю, но позже отпустили. В этот раз он был задержан на обыске, который устроили как раз после его возвращения из суда над крымскими татарами в Ростове-на-Дону, на который он ездил поддержать соотечественников.

Крымских татар обвиняли по статье 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности террористической организации»), а также по статье 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти организованной группой по предварительному сговору»). Им вменили участие и организацию деятельности исламской политической организации Хизб ут-Тахрир, запрещенной в России, но свободно действующей в Украине и других странах мира.

Зимой 2022 года дело «второй Севастопольской группы» передали в суд. Крымских татар этапировали из СИЗО-1 в Симферополе в СИЗО-1 в Ростове-на-Дону. 25 апреля 2022 года Южный окружной военный суд приступил к рассмотрению материалов.

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании.

Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ.

Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешел под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Джеббар Бекиров, Завур Абдуллаев, Рустем Мурасов и Рустем Таиров в зале Южного окружного военного суда во время оглашения приговора. Фото: Крымская солидарность

 

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний