Дата публикации: 24/05/2023

Крымскотатарского активиста Эрнеса Сейтосманова приговорили к 18 годам лишения свободы

Судебная коллегия Южного окружного военного суда в составе судей — Максима Никитина, Магомедбасира Шуайпова и председательствующего Виталия Мамедова огласила решение по делу активиста Эрнеса Сейтосманова. Крымского татарина приговорили к 18 годам лишения свободы за связи с активистами исламской политической партии Хизб ут-Тахрир, запрещенной в России с 2003 года, но публично действующей в Украине и других странах мира. Три года назад Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил к 17 годам в колонии строгого режима его родного брата — Энвера Сейтосманова. Обыски в доме Сейтосмановых проходили несколько раз. 

«Если рассмотреть все дело в отношении меня — не было ни единого случая, чтобы я кого-то запугивал. Никакого урона обществу, людям я не принес. Обвинение меня в терроризме считаю клеветой», — говорил Эрнес в последнем слове в суде. 

Адвокат по соглашению Алексей Ладин не согласен обвинением. Он уверен в том, что Эрнес не совершал каких-либо противоправных действий. 

«Вне зависимости от того, установит суд причастность моего подзащитного к деятельности этой организации или нет, Эрнес Сейтосманов подлежит освобождению от уголовной ответственности и освобождению из под стражи в зале суда», — заявил адвокат в ходе прений.

Первые 4 года Эрнес Сейтосманов должен будет провести в тюрьме, а после освобождения активисту назначили еще полтора года ограничений. Они заключаются в необходимости отмечаться во ФСИН 2 раза в месяц, не покидать жилище с 11 вечера и до 6 утра, не менять место жительства и работу без уведомления ФСИН, не посещать публичные мероприятия.

«Терроризм —  это особо тяжкая статья. В исламе это является преступлением, категорически порицается. Я как мусульманин категорически против терроризма, а статью которую мне инкриминируют, считают клеветой. То что касается определения слова «терроризм» — это запугивание. Если рассмотреть все дело в отношении меня — не было ни единого случая, чтобы я кого-то запугивал, никакого урона обществу, людям не принес», — заявил Эрнес Сейтосманов в суде, выступая с последним словом.

Продолжая речь, он рассказал про обыск в своем доме и напомнил суду, что десятки других жителей Крыма подвергались, по его мнению, преследованиям незаконно. 

«По сути запугивание происходило в отношении меня. Пришли в три часа ночи, вместе со мной жила престарелая мать, которая очень испугалась. Мы говорим о множествах таких случаев, массово известных запугиваний. Я связываю это с террором... Меня задержали, привезли, содержат под стражей, что является преступлением в отношении меня», — завершил политзаключенный.

Суд удовлетворил ходатайство прокурора в прениях. 12 апреля 2023 года государственный обвинитель Владислав Кузнецов запросил для 37-летнего политзаключенного 18 лет лишения свободы в колонии строгого режима. На первые 5 лет гособвинитель требовал отправить его в тюрьму — самые строгие условия содержания. Дополнительное наказание в виде штрафа — не назначать, но после освобождения ввести двухгодичные ограничения по месту жительства.

До ареста Эрнес Сейтосманов посещал судебные процессы над крымскими татарами в Крыму и в Ростове-на-Дону, помогал семьям политзаключённых в решении социально-бытовых вопросов, принимал участие в общественных инициативах.

Обыск у Эрнеса Сейтосманова начался в 4 утра 9 февраля 2022 года.

Сотрудники ФСБ тогда пришли по нескольким адресам: в Бахчисарайском районе — в дом активиста «Крымской солидарности» Ансара Османова, в Симферопольском районе — к Аметхану Абдулвапову, в Белогорском районе — в дом Марлена Мустафаева и в Балаклавском районе Севастополя к Эрнесту Сейтосманову. Всем им вменили статью 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности террористической организации»), а также по статье 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти организованной группой по предварительному сговору»).

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. 

Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. 

Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.


С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.  

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Адвокат Алексей Ладин и политзаключенный Эрнес Сейтосманов в зале Южного окружного военного суда. Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний