Правозащитник Сервер Мустафаев и председатель религиозной общины Эдем Смаилов 5 лет в неволе
5 лет назад в Крыму арестовали правозащитника и координатора «Крымской солидарности» Сервера Мустафаева, а также председателя религиозной общины «Топчикой» Эдема Смаилова. Крымских татар присоединили к делу «второй Бахчисарайской группы» Хизб ут-Тахрир. Обоим вменили участие в деятельности террористической организации, но крымские татары вину не признали и заявили в суде, что их преследуют за религиозные убеждения. Причастность к силовым актам против гражданского населения или подготовке к теракту, по их мнению, гособвинителем не доказана, а организацию признали террористической в нарушение российского и международного законодательства. Сервера Мустафаева суд приговорил к 14 годам заключения в колонии строгого режима, Смаилова — к 13.
Сервер Мустафаев находится в колонии строгого режима в Тамбове. В тюрьме у него усугубились проблемы со здоровьем и появились боли в сердце. Необходимой консультации кардиолога правозащитнику до сих пор не предоставили. В марте 2023 года Сервер Мустафаев получил первое длительное свидание с семьей.
«Нашей младшей дочери на момент ареста Сервера было всего три с половиной месяца, а сейчас уже пять лет. Когда она видит отца по фото, начинает стесняться и говорит, что очень хочет его обнять. Старший сын уже заканчивает шестой класс, Сервер накануне своего ареста как раз в мае месяце был в школе на празднике букваря», — поделилась Майе, супруга Сервера Мустафаева.
Религиозный деятель Эдем Смаилов сейчас содержится в колонии в Костромской области. Последний раз семья ездила на длительное свидание в ноябре 2022 года. Супруга политзаключенного рассказала, что у него ухудшилось зрение и обострился парадонтоз. Консультацию офтальмолога ему не предоставили.
«Эдем не смог выдать дочерей замуж, увидеть своего первого внука, его первые шаги, первые слова. Эдем часто говорит, когда звонит, что хочет почувствовать запах внуков», — поделилась Лиля Смаилова
Эдем Смаилов до ареста был председателем религиозной общины «Топчикой» и вел активную общественную деятельность – организовывал религиозные праздники, участвовал во всех мероприятиях. Помимо этого зарабатывал на жизнь строительными и отделочными работами.
Сервер Мустафаев — координатор общественного объединения «Крымская солидарность», деятельность которого направлена на оказание юридической, информационной и социально-бытовой помощи семьям политзаключенных Крыма и является ответной реакцией крымскотатарского народа на системные репрессии в Крыму. С 2014 года занимался системным мониторингом ситуации в Крыму и освещением политически мотивированных судов.
16 сентября Южный окружной военный суд Ростова-на-Дону приговорил Сервера Мустафаева к 14 годам колонии строгого режима, Эдема Смаилова — к 13 годам.
14 марта Апелляционный военный суд во Власихе практически в полном объеме отказал защите в удовлетворении жалоб, всего по делу прошло больше 45 судебных заседаний.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Фото: Крымская солидарность.