Прокурор просит от 15 до 19 лет лишения свободы крымскотатарским активистам из Севастополя
17 мая в ходе судебных прений в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону российский прокурор Игорь Надолинский запросил длительные сроки крымскотатарским активистам из Севастополя. Он требует для участников «второй Севастопольской группы» по делу Хизб ут-Тахрир Рустема Мурасова, Джеббара Бекирова, Завура Абдуллаева и Рустема Таирова от 15 до 19 лет лишения свободы. Об этом «Крымской солидарности» сообщил адвокат Алексей Ладин.
Всех четверых обвиняют в «насильственном захвате власти» (статья 278 УК РФ) и «организации деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации» (статья 205.5 УК РФ). Крымские татары вину не признают и не согласны с версией обвинения, утверждая, что их преследуют по политическим и религиозным мотивам.
Для крымского мусульманина Джеббара Бекирова прокурор просит 19 лет лишения свободы с отбыванием первых четырех лет наказания в тюрьме и двух лет ограничения свободы — после выхода из колонии. Его следствие и гособвинитель считают «организатором». Для еще троих участников данной группы он просит по 15 лет лишения свободы с отбыванием первых четырех лет в тюрьме и по одному году ограничений — после отбывания наказания.
В ходе прений адвокаты указали на нарушения законодательства, допущенные в день обысков у Мурасова, Бекирова, Таирова и Абдуллаева. Следственные мероприятия и задержания проходили без участия адвокатов — активистам отказали в их вызове. Литература, найденная в ходе обысков, по утверждению крымских татар, им не принадлежит.
«Честно говоря, не первый раз я уже вижу, как прокурор запрашивает столь непомерные сроки, и каждый раз вызывает восхищение тот момент как держатся наши подзащитные», — рассказал адвокат Алексей Ладин.
Следующее заседание назначено на 24 мая, защита продолжит прения.
17 августа в Крыму прошли новые массовые обыски в домах крымских татар мусульман в Симферопольском, Бахчисарайском районах Крыма и в Балаклавском, Нахимовском районах Севастополя. Следственные мероприятия проводили сотрудники ФСБ, ЦПЭ и ОМОНа.
По итогам следственных мероприятий были задержаны пять человек. В Нахимовском районе города Севастополя сотрудники ФСБ увезли активистов Рустема Мурасова и Рустема Таирова, в Балаклавском районе Севастополя – Джеббара Бекирова, в Бахчисарайском районе – активиста Завура Абдуллаева, в Симферопольском районе Крыма – Раифа Февзиева.
В феврале 2016 года у Рустема Мурасова уже проходил первый обыск. Тогда его задержали, отвезли в Управление Федеральной службы безопасности по республике Крым и городу Севастополю, но позже отпустили. В этот раз он был задержан на обыске, который устроили как раз после его возвращения из суда над крымскими татарами в Ростове-на-Дону, на который он ездил поддержать соотечественников.
Зимой 2022 года дело «второй Севастопольской группы» передали в суд. Крымских татар этапировали из СИЗО-1 в Симферополе в СИЗО-1 в Ростове-на-Дону. 25 апреля 2022 года Южный окружной военный суд приступил к рассмотрению материалов.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании.
Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ.
Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Севастопольская группа политзаключенных в зале Южного военного суда в Ростове. Фото: Крымская солидарность