Политзаключенный Мемет Белялов потерял 15 килограмм в российской колонии строгого режима
Политзаключенный Мемет Белялов, осужденный на 18 лет лишения свободы, похудел на 15 килограмм в российской колонии. В заключении он провел почти пять лет. Об этом сообщила супруга крымского татарина Эдие Белялова, которая вернулась после длительного свидания с ним. Дорога в колонию в Великом Новгороде у нее заняла трое суток.
«Я поехала с сыном. Когда Мемета завели, я увидела как он похудел, он сам сообщил про свой вес. В остальном состояние здоровья удовлетворительное. Иногда беспокоит зубная боль и боль в суставах», — рассказала Эдие.
По словам Беляловой, в колонии проблемы с водой — и холодной, и с горячей.
«Горячей воды почти не бывает. Отношения с администрацией и сокамерниками удовлетворительные», — добавила жена политузника.
24 сентября 2022 году политзаключенный Мемет Белялов позвонил семье по официальной телефонной связи «Зонателеком». Эдие Белялова рассказала, что ее супруг прибыл в колонию в Великом Новгороде. Пенитенциарное учреждение находится на расстоянии более чем 2 тысячи километров от Крыма.
До ареста Мемет Белялов работал в магазине по продаже и обслуживанию мобильных телефонов. В 2007 году, поступил в Севастопольский высший национальный технический университет и закончил его по специальности «инженер-радиотехник».
11 октября 2017 года в Бахчисарае сотрудники ФСБ задержали шестерых крымских татар — Тимура Ибрагимова, Марлена (Сулеймана) Асанова, Мемета Белялова, Сейрана Салиева, Сервера Зекирьяева и Эрнеса Аметова. 21 мая 2018 года были задержаны в своих домах и арестованы в рамках этого же уголовного дела Эдем Смаилов и Сервер Мустафаев. По версии следствия, вина задержанных крымских татар заключалась в причастности к деятельности исламской политической партии Хизб ут-Тахрир в Крыму.
Южный окружной военный суд в сентябре 2020 года приговорил его к 18 годам лишения свободы.
В России организация запрещена с 2003 года. На территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. Первые аресты по данной категории уголовных дел в Крыму начались в 2015 году, когда на территории полуострова стали внедрять нормы российского законодательства.
16 сентября 2020 года в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону огласили приговор по второму бахчисарайскому делу «Хизб ут-Тахрир». Крымских мусульман приговорили к срокам от 13 до 19 лет лишения свободы. Эрнеса Аметова оправдали и освободили в зале суда. Однако в марте 2022 года апелляционный суд пересмотрел решение Южного окружного военного суда и отправил дело на новое рассмотрение.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов данного уголовного дела
Правозащитный центр «Мемориал» признал фигурантов второй Бахчисарайской группы «дела Хизб ут-Тахрир» политическими заключёнными и потребовал их немедленного освобождения.
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Фото: Крымская солидарность