Дата публикации: 16/05/2023

Суд лишил инвалида по зрению Александра Сизикова последнего слова. 17 мая ему огласят приговор

Сегодня в Южном окружном военном суде выступили с прениями и последним словом крымские мусульмане — строитель Сейран Хайрединов и парикмахер Алим Суфьянов. Принявшему ислам несколько лет назад Александру Сизикову с инвалидностью первой группы по зрению суд не дал зачитать последнее слово. Об этом «Крымской солидарности» сообщила его адвокат Сафие Шабанова.

Заседание началось с большой задержкой. Александр Сизиков оказался на экстренном приеме у стоматолога из-за флюса. 

«Планируйте свой флюс вне судебных заседаний», — отреагировал судья на опоздание политзаключенного на прения. 

Корреспондент «Крымской солидарности» сообщил из зала суда, что в прениях Сизикова несколько раз останавливал судья, ссылаясь на то, что он «говорит не относящееся к делу».

Сразу после прений суд заявил о том, что предоставляет троим подсудимым право последнего слова. Переносить заседание на другой день коллегия не стала. Первыми с заключительной речью выступили Сейран Хайрединов и Алим Суфьянов. 

«Единственное, где я фигурирую, это видео с моей работы, где у меня стригся сотрудник ФСБ и он вел видеонаблюдение, о котором я даже не знал. Но на видео с моей стороны нет ничего противоправного», — заявил Алим Суфьянов в суде. Крымский татарин заявил, что не имеет отношения к терроризму и потребовал снять с него все обвинения. 

Сейран Хайрединов в своем последнем слове сравнил события 1944 года и современность: «События сегодняшних дней — это продолжение той страшной истории, только на месте наших бабушек и дедушек оказались уже их внуки и правнуки, а ярлык «предателей» сменили на новый, современный ярлык «террористов»».

Александр Сизиков сказал судье, что текст последнего слова, который он подготовил с помощью шрифта Брайля, остался дома. Сизиков рассчитывал сегодня выступать только в прениях и поэтому не готов к последнему слову. 

«Выступления Саши прерывались, что очень нервировало суд. Его прерывали, не давали ему закончить мысль. Саша, естественно, попытался что-то сказать, но ему было очень трудно говорить и в итоге суд лишил его права на последнее слово», — пояснила Сафие Шабанова.

Завтра, 17 мая крымским мусульманам огласят приговор. Ранее прокурор Сергей Айдинов запросил 18 лет для Александра Сизикова и по 14 лет для политзаключенных — Алима Суфьянова и Сейрана Хайрединова.

Русский мусульманин Александр Сизиков является инвалидом первой группы – мужчина полностью лишился зрения в 2009 году в результате травмы в автокатастрофе.

После аварии за опекунство над Сизиковым взялся имам религиозной общины «Топчикой» Эдем Смаилов. Религиозный деятель помогал Александру до своего ареста в мае 2018 года. Суд приговорил его к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

После ареста опекуна Александр Сизиков дважды выходил с одиночными пикетами в его поддержку — в апреле 2019 года и в мае 2020 года. В руках он держал плакаты с надписями «Освободите Эдема Смаилова! Он мой помощник», «Инвалиды против задержаний мусульман Крыма».

7 июля 2020 года в ходе массовых обысков в Крыму были задержаны еще 7 человек. Киевский районный суд города Симферополя избрал меру пресечения для шестерых задержанных в виде содержания под стражей.

Исмета Ибрагимова, Зекирью Муратова, Вадима Бектемирова, Эмиля Зиядинова, Алима Суфьянова, Сейрана Хайрединова арестовали и отправили в следственный изолятор Симферополя. 

Александр Сизиков с инвалидностью первой группы по зрению оказался под домашним арестом — из-за медицинского диагноза. Об этом на заседании по избранию меры пресечения ходатайствовал следователь ФСБ.

Все задержанные обвиняются в причастности к исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической, но действующей без ограничения на уровне национальных законодательств многих стран мира.

Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ. 

Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.

С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. 

По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.

Александр Сизиков. Фото: Крымская солидарность

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний