Детский тренер из Крыма, осужденный на 17 лет, написал жалобы на действия сотрудника СИЗО в Липецке
Детский тренер Эмиль Зиядинов, осужденный на 17 лет лишения свободы в колонии строгого режима, обратился с жалобами на действия дежурного помощника начальника СИЗО Липецка из-за нарушения его прав во время этапа. Об этом «Крымской солидарности» сообщила его супруга Эльвие Зиядинова, которая вместе с детьми и родителями политузника съездила в тюрьму Ельца на первое длительное свидание.
Жена крымского татарина рассказала, во время этапа в тюрьму Ельца из СИЗО Новочеркасска Ростовской области, где он находился до рассмотрения апелляции на приговор, его содержали в ненадлежащих условиях.
«Когда его этапировали уже с Новочеркасска, он ехал транзитом через СИЗО Липецка. Их отправили в подвальное помещение. Это был январь месяц. Им не дали ни матрасов, ни одеял. Они спали в холоде — на железках. Он сказал, что они очень сильно тогда замерзли. Просыпались от холода», — поделилась Эльвие.
По словам Зиядинова, его вывезли вместе с Ленуром Сейдаметовым утром 26 декабря 2022 года. На поезде их доставили в изолятор Воронежа, а через сутки, 28 декабря, отправили в Липецк.
Эмиль написал жалобу в прокуратуру, омбудсмену РФ Татьяне Москальковой и в общественно-наблюдательную комиссию. Его обращения перенаправили в прокуратуру, а оттуда в Управление ФСИН по Липецкой области.
Супруна политзаключенного сообщила, что проверку провели, но написали в ответах, что «никаких нарушений не нашли».
«Сотрудник ФСИН превысил полномочия, это дежурный помощник начальника следственного изолятора», — рассказал жене Зиядинов.
Кроме родственников, к политзаключенному впервые смог попасть и адвокат Владимир Билиенко.
По его словам, психологическое или моральное давление, физическую силу или пытки сотрудники тюрьмы в Ельце не применяли.
Он сообщил, что с ноября прошлого года в рационе арестантов постоянно присутствует свинина, однако Зиядинов от нее отказывается по религиозным мотивам.
«Он не берет эту еду. В тюрьме работает магазин, у него есть возможность дополнительно что-то покупать», — объяснил адвокат.
Детский тренер Эмиль Зиядинов находится в заключении два с половиной года. 19 апреля 2022 года Южный окружной военный суд приговорил его к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима по делу «Хизб ут-Тахрир».
Исламская политическая партия «Хизб ут-Тахрир» была признана террористической 14 февраля 2003 года Верховным судом Российской Федерации в закрытом судебном заседании. Правозащитники полагают, что это решение вынесено необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, так как в закрытом процессе участвовала лишь сторона обвинения, а именно ФСБ.
Представители организации не имели возможности донести свою позицию в деле. При этом на территории Украины и большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств.
С января 2015 года уголовные «дела Хизб ут-Тахрир» начали возбуждаться в Крыму, который перешёл под фактический контроль России. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции сторонников партии против политических репрессий в Крыму, системную критику российских властей, и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
До ареста Эмиль Зиядинов поддерживал политзаключенных крымских мусульман и их семьи. В 2018 году выходил с одиночным пикетом с плакатом «Мусульмане не террористы», ездил на суды поддержать соотечественников в Москву и Ростов-на-Дону. Делал передачи политзаключенным в местах лишения свободы и приезжал к местам обысков в домах крымских татар.
В 2019 году его задержали возле дома гражданского журналиста Рустема Шейхалиева, во время обыска, якобы за «неподчинение правоохранительным органам», но позже отпустили, угрожая вернуться за ним снова.
7 июля 2020 года в доме Эмиля Зиядинова прошел обыск, по итогам которого его арестовали.
Согласно материалам уголовного дела, обвиняемый не имел оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировал совершать террористический акт и не призывал других к осуществлению террористических действий.
С детства крымский татарин занимался каратэ, получал призовые места. Во время обучения в университете на учителя физкультуры стал заниматься тхэквондо, а потом тренировал детей в родном поселке Биюк-Онлар (Октябрьское) в Красногвардейском районе Крыма.
Эмиль Зиядинов в зале Южного окружного военного суда. Фото: Крымская солидарность