Дата публикации: 10/05/2023

Адвокат Рифат Яхин требует привлечь ФСИН к ответственности за гибель Джемиля Гафарова

Адвокат Рифат Яхин направил заявление в Следственный комитет по Ростовской области с требованием привлечь к ответственности сотрудников ФСИН, причастных к смерти крымского татарина Джемиля Гафарова. Об этом он рассказал «Крымской солидарности».

Яхин заявил, что для него принципиально важно, чтобы следствие выяснило, кто виноват в гибели политзаключенного. Речь идет о сотрудниках медсанчасти №3, где в последние дни до смерти содержался 61-летний инвалид 2-й группы.

«Каждый должен отвечать за свои преступления по закону. Если Гафарова осудили за то, что он якобы совершил преступление, то и виновных в его смерти нужно привлечь к ответственности. Все перед законом равны. Человека, грубо говоря, осознанно отправили на смерть, этапировав в СИЗО №3 Новочеркасска. Возможно, в другой ситуации он бы остался жив», — рассказал адвокат.

Он отметил, что выдвинул несколько обвинений: о неоказании медпомощи больному, злоупотреблении должностными полномочиями и халатности. «Какое из этих преступлений «понравится» следствию — мы не знаем, хотя по всем трем есть состав преступления», — добавил Рифат Яхин.

По его словам, перед смертью Гафаров несколько раз в течение месяца жаловался руководству СИЗО о том, что ему становится хуже: жгло в сердце, болела голова, было высокое давление и тяжело дышать. Говорил он об этом и адвокатам. Гафаров сообщал, что однажды вопрос об оказании ему медпомощи вроде бы сдвинулся с места, однако начальник медсанчасти снова указал не тот диагноз.

«И я снова про свои «болячки» говорил с врачом. Он сказал, что сдали анализы, будут смотреть. Процесс может затянуться, так как врачей мало, а больных, как всегда, много. И вот уже четвертый день здесь ни ответа, ни привета. Начальнику СИЗО №5, медсанчасти, оперслужбы пишу заявления письменно. Устно — озвучиваю во время обхода врачей, но все как сговорились — никто ничего не знает. Здоровье мое не улучшается. Жду вашей помощи», — жаловался Гафаров.

Рифат Яхин и его коллеги направляли многочисленные запросы о том, чтобы инвалиду 2-й группы срочно оказали медицинскую помощь и перевели на лечение в коммерческую больницу. Однако, как отметил Яхин, ведомства отвечали «по-пионерски» и присылали отписки — состояние пациента «удовлетворительное», в экстренной помощи «не нуждается».

Защитник заявил, что о том, примут ли во внимание их заявление и как на него отреагируют следователи, будет известно спустя время.

«Мы будем ждать ответа. Надежда, конечно, всегда есть, но она не сильная, потому что в данном случае все эти органы — ФСИН, прокуратура, следствие, суд — друг друга покрывают. Все в одной упряжке. Если нам ответят, что обращение не содержит признаков преступления, скорее всего, подадим [на следователей] в суд», — рассказал Яхин.

Напомним, Джемиль Гафаров скончался 10 февраля 2023 года в СИЗО-3 Новочеркасска УФСИН России по Ростовской области. Вскрытие показало, что смерть наступила от острой сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привела атеросклеротическая болезнь сердца. Политзаключенный скончался спустя несколько дней этапа в Новочеркасск. Рифат Яхин в своем обращении в Следственный комитет подчеркнул, что перемещение Гафарова в таком состоянии «явно угрожало его жизни и здоровью».

В заключении врачей также были указаны еще два диагноза: постинфарктный кардиосклероз и фрагментация миокарда. Они развились из-за сердечного приступа, который в ноябре 2022 года в СИЗО перенес Гафаров. С того времени он почти не вставал с кровати и страдал от болей в груди.

Адвокат Эдем Семедляев не раз пытался попасть к Гафарову в больницу, но именно в день смерти пожилого крымского татарина он получил от ведомства отказ перевести уже погибшего Гафарова в платную клинику. При этом письмо, подписанное начальником СИЗО №5 Павлом Лазаренко, было датировано 2 февраля. В нем также говорилось, что Джемиль Гафаров находится «под динамическим наблюдением здравпункта» медико-санитарной части №3 при ФСИН.

Ранее Федеральная служба судебных приставов возбудила исполнительное производство на медико-санитарную часть №91 при ФСИН России в Крыму, где до суда с октября 2019 года по февраль 2020 года находился Гафаров. Именно там, после своего заключения под стражу, он получил вторую группу инвалидности, более тяжелую. Адвокат Рифат Яхин уточнял, что еще тогда, когда Гафаров был в крымской санчасти, он требовал у нее данные о том, какие обследования проходит его подзащитный, какие лекарства ему выдаются и какие врачи за ним наблюдают. На запрос адвоката санчасть не ответила.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний